Новость

18.06.2007
Новость

Центр мониторинга и аудита качества обучения АГУ. Проект Положения о порядке разработки, контроля качества, учета и применения в учебном процессе контрольно-измерительных материалов в Астраханском государственном университете

У Т В Е Р Ж Д А Ю
 
Ректор АГУ __________ проф. Лунев А.П.
 
«___» ___________ 2007 г.
 
 
ПОЛОЖЕНИЕ
 

О порядке разработки, контроля качества, учета и применения в учебном процессе контрольно-измерительных материалов в Астраханском государственном университете

 
 
 
1. Общие положения
 

Настоящее Положение регулирует процессы разработки, первичного внутривузовского контроля качества и аттестации контрольно-измерительных материалов, их дальнейшей паспортизации, каталогизации, хранения и использования в учебном процессе в Астраханском государственном университете.

 

2. Разработка контрольно-измерительных материалов (тестовых заданий)

 

Под разработкой контрольно-измерительных материалов понимается формирование блока тестовых заданий как педагогического контрольно-измерительного инструмента для комплексной, промежуточной и итоговой оценки знаний студентов по определенной профессиональной дисциплине или общеобразовательному предмету и их унификация в соответствии с п.4 настоящего Положения для целей применения их в автоматизированной среде разработки и тестирования.

Разработка контрольно-измерительных материалов осуществляется в соответствии с утвержденными кафедрами планами их создания. Планы разработки тестовых материалов на очередной учебный год составляются и представляются для согласования в Центр мониторинга и аудита качества обучения АГУ не позднее 1 июня текущего календарного года.

Разработка тестовых заданий являются частью учебно-методической работы преподавателя.

Контроль за разработкой тестовых заданий осуществляется заведующим кафедрой и Центром мониторинга и аудита качества обучения.

При разработке тестовых материалов должны соблюдаться требования государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и рабочей учебной программы по конкретной дисциплине. Тестовые материалы должны быть структурированы, разбиты на разделы, подразделы и темы в соответствии с дидактическими единицами.

По окончанию работ над тестовыми материалами они представляются кафедрой в Центр мониторинга и аудита качества обучения с сопроводительным письмом заведующего кафедрой на электронном носителе с обязательным приложением копии рабочей учебной программы по дисциплине в срок, указанный в плане разработки тестовых заданий кафедры. Регламент дальнейшего контроля качества тестовых материалов, их хранения и использования определяется Центром мониторинга и аудита качества обучения по согласованию с разработчиком, заведующим кафедрой, деканом факультета и иными должностными лицами АГУ.

 
3. Дидактическая единица
 

Дидактическая единица - элемент содержания учебного материала, изложенного в виде утвержденной в установленном порядке программы обучения в рамках определенной профессиональной дисциплины или общеобразовательного предмета. Дидактическая единица - одна из предметных тем, подлежащих обязательному освещению в процессе подготовки специалистов, обучающихся по данной дисциплине (предмету). Дидактические единицы служат ориентиром для сравнения учебных программ тех или иных учебных заведений с целью установления преемственности содержания образования. Структура дидактической единицы рассматривается как совокупность трех составляющих учебной программы: теоретической, формирующей мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к предмету изучения; практической; контрольной, определяющей дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности обучающихся. Для целей учета и внутривузовского контроля качества в рамках настоящего Положения под дидактическими единицами понимается перечень разделов, тем и понятий, с помощью которых определяется основное содержание дисциплин в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования в части требований к обязательному минимуму содержания образовательной программы по специальности.

 
4. Унификация тестовых материалов
 

Под унификацией тестовых материалов понимается их размещение на электронном носителе в виде файла в формате данных автоматизированной среды разработки тестовых материалов и тестирования, применяемой в АГУ. Для целей настоящего Положения и вплоть до внесения в него изменений автоматизированной средой разработки тестовых материалов и тестирования, применяемой в АГУ считается Адаптивная Среда Тестирования (АСТ-Тест). При унификации тестовых материалов должны соблюдаться следующие обязательные требования к формату файла и содержанию тестовых материалов:

 

4.1 название файла должно включать в порядке приведенном ниже, разделенные
символом «подчеркивание»:

- наименование дисциплины в соответствии с ГОС;

- шифр дисциплины;

- шифр специальности в соответствии с ГОС;

- Ф.И.О. разработчика.

4.2 файл должен иметь расширение, соответствующее программным требованиям автоматизированной среды разработки тестовых материалов и тестирования, применяемой в АГУ

4.3 наименование тестовых материалов должно состоять из:

- наименования дисциплины в соответствии с ГОС;

- шифра дисциплины;

- шифра специальности в соответствии с ГОС;

4.4 тестовые задания должны быть распределены по разделам, подразделам и темам, расположенным в виде иерархической структуры;

4.5 иерархическая структура тестовых материалов, наименования разделов, подразделов и тем должны точно соответствовать наименованиям дидактических единиц, перечисленных в ГОС.

4.6 для формирования тестовых заданий могут применяться исключительно тестовые задания следующих форм: открытой; закрытой (с выбором одного или нескольких заключений); на установление правильной последовательности; на установление соответствия. Применение иных форм тестовых заданий не допускается.

4.7 тестовые задания должны снабжаться служебными символами в соответствии с программными требованиями автоматизированной средой разработки тестовых материалов и тестирования, применяемой в АГУ.

4.8 Тестовые материалы по каждому модулю дисциплины должны включать не менее 200 тестовых заданий. Тестовые задания должны быть распределены по разделам, подразделам и темам пропорционально количеству учебных часов,предусмотренных для изучения каждой дидактической единицы рабочей учебной программой.

4.9 тестовые задания должны удовлетворять требованиям, перечисленным в п.5 настоящего Положения

 
 
 

5. Требования к составлению тестовых заданий.

 

При составлении тестовых заданий должны выполняться следующие требования, которые также в обязательном порядке учитываются при контроле качества тестовых заданий:

Тестовое задание должно быть представлено в форме краткого суждения, сформулированного четким языком и исключающего неоднозначность заключения тестируемого на требования тестового утверждения.

Содержание задания должно отвечать требованиям ГОС.

В формулировке тестового задания следует избегать вводных слов или предложений.

Все варианты правильных ответов должны быть грамматически согласованы с основной частью задания Содержание тестового задания не должно содержать повторов, двойных отрицаний и сленга. В тестовом задании не должно отображаться субъективное мнение или понимание отдельного автора.

Формулировка тестового задания должна быть выражена исключительно в повествовательной форме. В формулировке ТЗ не должно быть повелительного наклонения (выберите, вычислите, укажите и т.д.)

Ответ на поставленный вопрос не должен зависеть от предыдущих ответов.

Исключается употребление подсказок в тексте или в ответах.

Не должно быть заведомо ложных, а также явно выделяющихся, обособленных ответов. Правильные и неправильные ответы должны быть однозначны по содержанию, структуре и общему количеству слов.

В заданиях закрытого типа дистракторы (варианты ответов) не должны начинаться или заканчиваться повторяющимися словами или выражениями. Количество дистракторов в задании должно находится в пределах от 4 до 6.

 
6. Контроль качества тестовых материалов
 

Контроль качества разработанных тестовых материалов преследует цели установления соответствия их содержания государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, рабочей учебной программе по конкретной дисциплине, дидактическим единицам и требованиям настоящего положения, указанным в п.п. 4,5.

Контроль качества разработанных тестовых материалов является поэтапным процессом, который должен обязательно включать:

- предварительный авторский контроль качества содержания и структуры тестовых материалов, осуществляемый непосредственно их разработчиком;

- итоговый контроль качества тестовых материалов на соответствие их структуры и параметров унификации требованиям настоящего Положения и государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, осуществляемый Центром мониторинга и аудита качества обучения АГУ;

- итоговый контроль качества тестовых материалов на соответствие их содержания требованиям рабочей учебной программы и государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, осуществляемый учебно-методическим объединением факультета или кафедры;

- комплексную оценку и утверждение тестовых материалов в качестве педагогического контрольно-измерительного инструмента для промежуточной и итоговой оценки знаний студентов по определенной профессиональной дисциплине или общеобразовательному предмету, осуществляемые учебно-методическим советом АГУ.

Каждый этап контроля качества тестовых материалов (за исключением предварительного авторского контроля качества, осуществляемого разработчиком) протоколируется в обязательном порядке, причем протоколы процедуры контроля качества тестовых материалов хранятся в виде приложения к паспорту тестовых материалов.

Отметки о прохождении этапов контроля качества тестовых материалов, заверенные подписями руководителей отделов, заведующих кафедрами, деканов и иных ответственных лиц, а также печатью АГУ, также включаются в паспорт тестовых материалов.

Контроль качества тестовых материалов и утверждение тестовых материалов в качестве педагогического контрольно-измерительного инструмента для промежуточной и итоговой оценки знаний студентов по определенной профессиональной дисциплине или общеобразовательному предмету проводится не позднее 1 месяца с момента представления разработанных тестовых материалов в Центр мониторинга и аудита качества обучения АГУ.

 

7. Учет, паспортизация, каталогизация и хранение тестовых материалов.

 

Тестовые материалы, успешно прошедшие все этапы контроля, перечисленные в п.6 настоящего Положения, учитываются в качестве элемента учебно-методического комплекса и хранятся в Центре мониторинга и аудита качества обучения АГУ.

Порядок хранения тестовых материалов предусматривает их паспортизацию и каталогизацию, а также учет их использования, которые осуществляются Центром мониторинга и аудита качества обучения АГУ и для целей которых:

7.1 тестовые материалы снабжаются каталожным шифром, включающим:

- шифр специальности в соответствии с ГОС;

- шифр дисциплины в соответствии с ГОС;

- номер версии тестовых материалов, включающий год разработки.

7.2. тестовые материалы паспортизируются путем оформления паспорта тестовых материалов.

7.3. Центром мониторинга и аудита контроля качества обучения АГУ ведется журнал использования тестовых материалов в учебном процессе.

 
8. Паспорт тестовых материалов
 

Паспорт тестовых материалов является основным документом учета, хранения и использования тестовых материалов. Паспорт тестовых материалов заводится, хранится и заполняется в Центре мониторинга и аудита качества обучения АГУ. Паспорт тестовых материалов заводится с момента представления тестовых материалов кафедрой в Центр мониторинга и аудита контроля качества АГУ. В паспорт тестовых материалов вносится вся информация о разработке, контроле качества и использовании тестовых материалов

 
 

9. Использование тестовых материалов

 
 

Тестовые материалы используются в качестве педагогического контрольно-измерительного инструмента для промежуточного и итогового контроля знаний студентов по дисциплинам, а также при независимом контроле качества обучения, проводимого в соответствии с отдельными приказами и положениями. Перечень дисциплин, по которым в очередном учебном году текущий и итоговый контроль знаний студентов осуществляется в форме тестирования с использованием тестовых материалов утверждается Ректором АГУ по представлению заведующих кафедрами, учебно-методической службы АГУ и Центра мониторинга и аудита качества обучения АГУ. При использовании тестовых материалов в процессе промежуточного или итогового контроля знаний студентов в журнале учета использования тестовых материалов делается соответствующая запись, которая включает обязательную ссылку на протокол использования тестовых материалов и зачетно-экзаменационную или рейтинговую ведомость результатов тестирования.

Применение тестовых материалов в учебном процессе с целью контроля знаний студентов в любой форме возможно только в присутствии представителя Центра мониторинга и аудита качества обучения АГУ или тестолога, аккредитованного Центром мониторинга и аудита качества обучения АГУ.

Вопросы, относящиеся к регламенту и процедуре контроля знаний студентов, проводящегося в форме тестирования с использованием тестовых материалов регулируются п. 10 настоящего Положения.

 

10. Регламент и процедура применения тестовых материалов при промежуточном и итоговом контроле знаний студентов, а также при независимом контроле качества обучения в АГУ.

|

Тестовые материалы применяются при промежуточном и итоговом контроле знаний студентов в форме компьютерного тестирования студентов а также при независимом контроле качества обучения в АГУ.

Компьютерное тестирование студентов при промежуточном и итоговом контроле знаний в АГУ проводится только на основании настоящего Положения. С целью проведения аттестационного тестирования Центром мониторинга и аудита качества обучения АГУ и учебно-методическим управлением АГУ формируется единый план тестирования. План тестирования представляет собой список дисциплин, включаемый в тестовый комплект, с указанием учебных групп студентов для тестирования по каждой дисциплине из списка.

Подготовку и проведение тестирования обеспечивают:

- учебно-методическое управление АГУ,

- Центр мониторинга и аудита качества обучения АГУ,

- деканаты.

Контроль за аутентичностью результатов тестирования осуществляется комиссией, в которую входят представители кафедры или факультета, Центра мониторинга и аудита качества обучения АГУ, технолог.

Технологическое сопровождение в АГУ процедуры контроля знаний студентов выполняет технолог, ответственный за проведение компьютерного тестирования, включенный в состав комиссии по контролю знаний. Обязанности технолога выполняет методист Центра мониторинга и аудита качества обучения, если иное не предусмотрено приказом.

В процедуре тестирования участвуют студенты в соответствии с ведомостью, подготовленной деканатом. Каждый студент при входе в компьютерный класс должен иметь студенческий билет или документ с фотографией, его заменяющий. В процессе тестирования на экране монитора отображается фамилия тестируемого. Технолог имеет право проверить правомочность студента тестироваться под указанной фамилией.

Испытуемый за один сеанс имеет право однократного тестирования по дисциплине. Повторное тестирование недопустимо.

При проведении тестирования студенты обязаны выполнять требования технолога и члена комиссии. Запрещаются разговоры, вставания с мест, пользование учебными материалами. При нарушении настоящих требований технолог вправе удалить студента с тестирования. Студенты, уличенные в нарушении порядка выполнения работы, удаляются из аудитории. Удаленные студенты относятся к числу неявившихся.

Перед началом тестирования технолог проводит инструктаж со студентами, отмечая основные моменты, на которые следует обратить внимание испытуемому. Технолог определяет условия размещения студентов в компьютерном классе и объясняет им Порядок выполнения работ.

Каждый студент имеет право до начала аттестационного тестирования по дисциплине неоднократно пройти демонстрационный тест для ознакомления с интерфейсом системы. Демонстрационный тест содержит от 8 до 12 заданий на отвлеченную тематику. Во время процедуры тестирования в компьютерном классе технолог или представители комиссии не должны сообщать испытуемым никакой дополнительной информации, давать ответы на задания или инструктировать их.

В компьютерном классе во время тестирования допустимо присутствие технолога, наблюдателя, тестируемых и представителя комиссии. Одновременно в компьютерном классе могут проходить тестирование студенты разных групп по разным дисциплинам. Технолог должен обеспечить наличие чистой бумаги со штампом учебного заведения для использования в качестве черновиков рядом с каждым компьютером. Все записи студенты выполняют на листах со штампом учебного заведения, которые по окончании тестирования сдаются технологу.

Продолжительность тестирования по каждой дисциплине не превышает 60 минут. Студент из выборки в один день может тестироваться не более чем по двум дисциплинам, перерыв между сеансами тестирования составляет не менее 30 мин.

Во время тестирования студенты могут пользоваться калькуляторами и справочными материалами в том случае, если содержание теста предполагает их использование. О возможности использования калькуляторов и справочных материалов указывается в плане тестирования.

Результаты тестирования технолог передает в электронном виде ежедневно в Центр ' мониторинга и аудита качества обучения АГУ. По окончании тестирования технолог формирует отчет о результатах тестирования в двух экземплярах, которые подписываются им и ответственными членами комиссии. Один экземпляр документов передается в Центр мониторинга и аудита качества обучения АГУ, второй экземпляр передается в деканат.

Документом для дальнейшей обработки результатов тестирования, их анализа и принятия решения является электронная форма исходных результатов.

Заключение о результатах тестирования формирует Центр мониторинга и аудита качества обучения АГУ и передает в деканат. Результаты компьютерного тестирования рассматриваются деканатом в качестве результатов промежуточного или итогового контроля знаний студентов и вносятся в ведомость и зачетную книжку студента как итоговые экзаменационные оценки и зачеты усвоения модуля дисциплины.

 
СОГЛАСОВАНО:
 

Первый проректор АГУ Стефанова Г.П.

 

Проектор по УКО АГУ Трещев А.М

 

Начальник УМУ АГУ Степкина Т.В.

 

Директор ЦМАКО АГУ Зарипов Р