Информационное письмо о конкурсе исследовательских работ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

о конкурсе исследовательских работ школьников

Астраханский государственный университет проводит в марте – апреле 2008 года ежегодный конкурс исследовательских работ школьников.

Конкурс ставит перед собой следующие цели:

  • стимулирование научно-исследовательской и учебно-познавательной деятельности школьников в различных отраслях знаний;

  • поддержка одаренных детей, проявляющих интеллектуальную направленность личности, теоретический познавательный интерес к наукам, творческое отношение к учебной и исследовательской деятельности.

На конкурс принимаются индивидуальные научно-исследовательские работы в области русского языка, литературы, физики, химии, математики, техники, информатики, биологии, географии, истории, обществознания, экономики, психологии, философии.

Участниками конкурса могут быть школьники 11 классов средних общеобразовательных учреждений (школ, лицеев, гимназий) и учащиеся средних специальных учебных заведений (училищ, колледжей, техникумов) города Астрахани и Астраханской области.

Конкурс проводится в три тура.

Первый тур – экспертиза членами жюри зарегистрированных конкурсных работ учащихся.

Заявки на участие в конкурсе (см. Приложение 1) вместе с конкурсной работой (см. Приложение 2) принимаются в деканате факультета довузовской подготовки (адрес: 414056, Астрахань, ул. Татищева, 20а, Астраханский государственный университет, факультет довузовской подготовки, каб. № 112) до 30 марта 2008 года. Контактные телефоны: (8512) 610866, (8512) 610860.

Учащиеся, прошедшие первый тур конкурса, приглашаются на второй тур.

Второй тур – письменное тестирование по профильным предметам с целью определения уровня подготовки участника по общеобразовательным предметам.

Участники, прошедшие второй тур конкурса, приглашаются на третий тур.

Третий тур – защита-презентация представленной на конкурс работы. Защита включает выступление конкурсанта в течение 10 – 15 минут и ответы на вопросы членов жюри по теме работы. В ходе выступления участники могут пользоваться компьютером, диапроектором, плакатами, видеомагнитофоном и другими аудиовизуальными средствами.


Защита-презентация оценивается по следующим критериям:

1) самостоятельность исполнения;

2) наличие развернутого плана;

3) указание актуальности, цели и задач исследовательской работы;

4) раскрытие основных аспектов выбранной темы;

5) наличие самостоятельных выводов;

6) использование учебной, периодической, научной литературы, указание ее отдельным списком;

7) наличие сносок на используемую литературу (с указанием издательства, года выпуска и страницы цитируемого материала).

В каждой секции жюри выбирает лучшие исследовательские работы, авторы которых становятся лауреатами конкурса и награждаются специальными дипломами.

Всем учащимся, представившим работы, выдаются дипломы участников конкурса.

Победители конкурса пользуются правом преимущественного зачисления на очную госбюджетную форму обучения по соответствующему профилю.


С перечнем основных направлений и тематикой конкурсных работ можно ознакомиться на портале университета www.asu-edu.ru и в деканате факультета довузовской подготовки (ул. Татищева, 20а, Астраханский государственный университет, факультет довузовской подготовки, каб. № 112).


Основные направления и тематика конкурсных работ


Конкурс исследовательских работ «Молодой исследователь природы – абитуриент биофака АГУ»

Направления

  1. Биология животных и современное состояние зооценозов Астраханского края.

  2. Биология растений и исследование современной флоры Астраханского региона.

  3. Экологический мониторинг и биохимические методы изучения окружающей среды.

  4. Информационные технологии в биологических исследованиях.

  5. Региональные и медико-биологические проблемы.


Конкурс исследовательских работ в области физики, техники

Направления

1. Общая и теоретическая физика. Астрофизика. Физика окружающей среды. Обработка данных наблюдений.

2. Физика твёрдого тела. Радиофизика. Проблемы электроники и микроэлектроники. Материаловедение. Компьютерная физика.

3. Прикладная физика. Методы научного исследования в технике.


Конкурс исследовательских работ в области математики, информатики

Направления

1. Проблемы математики. Алгебра и геометрия. Теория чисел. Прикладная математика. Дифференциальное и интегральное исчисление.

2. Информатика. Прикладная информатика. Применение информатики в учебном процессе.

3. Информационно-коммуникационные технологии: программирование, компьютерная графика и моделирование, компьютерный дизайн и компьютерное искусство, технология мультимедиа, применение компьютерных и информационных технологий, информационная безопасность.


Конкурс исследовательских работ в области философии

Темы

  1. Проблема нравственного выбора в творчестве Ф.М. Достоевского.

  2. Свобода в современном мире.

  3. Проблема смысла жизни человека.

  4. Роль искусства в осмыслении природы человека.

  5. Глобализация, ее суть и основные проблемы.

  6. Человек в «обществе потребления».

  7. Проблема насилия и ненасилия: история и современность.

  8. Проблема человека в мусульманской и христианской философии.

  9. Толерантность в современном обществе.

  10. Философия и мифология.

  11. Особенности философского мировоззрения.

  12. Роль философии в современном мире.

  13. Философия современных молодёжных движений.

  14. Нравственность и религиозность в культурах мира.


Конкурс исследовательских работ в области истории и обществознания

Направление

Актуальные проблемы истории и обществознания.


Конкурс исследовательских работ в области русского языка и литературы

Направление

Вопросы языкознания и проблемы литературоведения.


Темы для конкурсных научно-исследовательских работ по русскому языку должны отличаться конкретностью и быть ориентированы на требования современной лингвистической науки.

Темы для конкурсных научно-исследовательских работ по литературе должны быть ориентированы на исследовательские направления, которые характеризуют современную литературоведческую науку. Для анализа и интерпретации художественных текстов необходимо выбрать автора и произведение, изучение которых не предусмотрено школьной программой.


Конкурс исследовательских работ «Абитуриент-экономист – 2008»

Направления

«Управление персоналом»

  1. Новые формы занятости населения в условиях инновационной экономики.

  2. Новые формы оплаты персонала в организациях в условиях новой экономики.

  3. Влияние организационной культуры на эффективность работы персонала.

  4. Новые формы рекрутинга.

  5. Новые формы оценки и аттестации персонала в условиях инновационной экономики.

  6. Анализ норм и ценностей, принятых в организации.

  7. Оценка кадровой политики в организации.

  8. Разработка анкеты (методики) и подготовка к собеседованию.

  9. Проблема социализации персонала в организации.

  10. Роль коучинга в современной организации.


«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

  1. Организация учета расчетов с дебиторами и их анализ (на примере Астраханского предприятия, организации, фирмы).

  2. Учет и экономический анализ финансовых результатов предприятия (на примере Астраханского предприятия, организации, фирмы).

  3. Учет основных средств предприятия и анализ их использования (на примере Астраханского предприятия, организации, фирмы).

  4. Бухгалтерский баланс и его анализ для диагностики финансового здоровья предприятия (на примере Астраханского предприятия, организации, фирмы).

  5. Учет операций в кассе предприятия и анализ использования и движения наличных денежных средств (на примере Астраханского предприятия, организации, фирмы).

  6. Учет финансового положения предприятия и анализ их эффективности (на примере Астраханского предприятия, организации, фирмы).

  7. Учет банковских кредитов и анализ их использования (на примере Астраханского предприятия, организации, фирмы).

  8. Учет расчетов с персоналом, виды оплаты (на примере Астраханского предприятия, организации, фирмы).

  9. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками (на примере Астраханского предприятия, организации, фирмы).

  10. Расчеты с подотчетными лицами (на примере Астраханского предприятия, организации, фирмы).


«Финансы и кредит»

  1. Сравнительный анализ программ потребительского кредитования банков на территории Астраханской области.

  2. Финансовое стимулирование (предоставление бесплатных кредитов и пониженных тарифных ставок) как элемент конкурентной стратегии компаний по продаже автомобилей.

  3. Сравнительный анализ программ ипотечного кредитования банков на территории Астраханской области.

  4. Сравнительный анализ программ ОСАГО, предлагаемых страховыми компаниями на территории Астраханской области.

  5. Возможности по получению образовательного кредита на территории Астраханской области.

  6. Сравнение возможностей по страхованию гражданских рисков, предлагаемые страховыми компаниями Астраханской области.

  7. Сравнительный анализ предложений банков Астраханской области по долгосрочным вкладам.

  8. Сравнительный анализ программ индивидуального кредитования банками Астраханской области.

  9. Сравнительный анализ программ кредитования малого бизнеса в Астраханской области.


«Экономика»

  1. Состояние и перспективы развития рынка недвижимости в Астраханской области.

  2. Роль иностранных инвестиций в развитии региона.

  3. Основные направления развития агропромышленного комплекса Астраханской области.

  4. Состояние и перспективы развития рынка труда в Астраханской области.

  5. Рынок образовательных услуг в Астраханской области.

  6. Бедность: понятие, причины, измерение. Программы борьбы с бедностью.

  7. Динамика доходов населения Астраханской области.

  8. Особенности пенсионной системы РФ.

  9. Ипотечное кредитование в России: состояние, проблемы, перспективы.

  10. Образование и его значение в экономическом развитии региона и страны.


«Туризм»

  1. Олимпиада – 2014 в Сочи. «Хорошо» и «плохо» для российского туризма?

  2. Астраханский туризм: рыбалка закончилась... Что же дальше?

  3. Морские круизы по Каспию. Есть ли шансы для развития?

  4. Самый «райский» уголок для туристов. Где это и какой он?

  5. Россия глазами зарубежного туриста. Захочет ли он приехать сюда вновь?

  6. Русские в Америке. Какой он, российский турист?

  7. Видов туризма – огромное множество. А что бы ты выбрал для бизнеса?


«Мировая экономика»

  1. Экономическая интеграция разных стран: хорошо или плохо?

  2. Что для тебя значит понятие «глобализация»?

  3. По словам Т. Фридмана, «мир сегодня стал плоским». Ощущаешь ли ты это на себе?

  4. Если бы ты был главой Российского правительства, как бы ты распорядился дополнительными поступлениями от повышения цен на нефть?

  5. Правда и вымысел «подъема» российской экономики. Что ты об этом думаешь?

  6. Почему «маленькие» китайцы имеют «большое» экономическое чудо?

  7. Президентом какой страны ты хотел бы быть?

  8. А что ты думаешь о шансах России догнать «золотую восьмерку»?

  9. Экономическое развитие Индии. Как они делают?

  10. Ты – иностранный бизнесмен. Готов ли ты вложить свои деньги в России?

Конкурс исследовательских работ «Абитуриент-социальный лидер - 2008»

Направления

«Социальный педагог в образовательных учреждениях»

  1. Культурно-досуговая деятельность в образовательных учреждениях.

  2. Гражданско-патриотическое воспитание в школе.

  3. Формирование толерантности у школьников.

  4. Организация школьного самоуправления.

«Социальный педагог и дети улицы»

  1. Профилактика подростковой наркомании.

  2. Проблемы преступности несовершеннолетних.

  3. Роль семьи в развитии подрастающего поколения.

  4. Профилактика детско-подростковой дезадаптации.

«Организатор работы с молодежью в сфере досуга»

  1. Организация отдыха и досуга молодежи.

  2. Ценностные ориентации молодежи.

  3. Работа с молодежью в мультикультурном обществе.

  4. Молодежные субкультуры в современном обществе.

«Организация работы с молодежью в муниципальных учреждениях»

  1. Социальная безопасность молодежи.

  2. Молодежь как социальная группа.

  3. Роль молодежных организаций в жизни общества.

  4. Профессиональное самоопределение молодежи.


Конкурс исследовательских работ «Абитуриент-психолог – 2008»

Направления

«Психолог в образовании»

1. Развитие толерантности у подростков и старших школьников.

2. Развитие ответственности у современных школьников.

3. Формирование сплоченного классного коллектива.

4. Развитие мотивации к познанию.

«Психолог в бизнесе»

1. Психологический портрет современного бизнесмена.

2. Способы и приемы организации времени делового человека.

3. Психология личностного успеха.

4. Как стать богатым?

«Психолог и здоровье человека»

1. Профилактика «пагубных» привычек.

2. Психология здорового образа жизни.

3. Что такое депрессия и как помочь человеку в этом состоянии?

4. Почему мы много едим?

«Психолог и окружающая среда»

1. Развитие экологического сознания у подростков.

2. Как научить людей не засорять окружающий мир?

3. Психология человека и производство повышенного риска.

4. Изменение климата и психология человека.


Приложение 1

РЕГИСТРАЦИОННЫЙ ЛИСТ УЧАСТНИКА

  1. Автор работы:

- ФИО (полностью);

- дата рождения (день, месяц, год);

- класс;

- домашний адрес (с указанием индекса);

- контактный телефон.

  1. Организация, представившая заявку:

- название школы;

- адрес (с указанием индекса);

- телефон;

- руководитель.

  1. Представляемая на конкурс работа:

- название работы;

- направление;

- ФИО и должность научного руководителя (если таковой имеется);

- технические средства, необходимые для презентации работы.


Приложение 2

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНКУРСНОЙ РАБОТЫ


Работы принимаются на бумажном и электронном (дискетах «3,5А», ZIP-дискетах объемом 100 МБ CD или DVD дисках) носителях. Работа выполняется в редакторе Word Windows (шрифт Times New Roman, кегль 14, интервал – 1,5, поля – 2,5) на бумаге формата А-4.

Участники могут представить на рассмотрение конкурсной комиссии собственные электронные работы: веб-сайты, компьютерные программы и/или компьютерные игры. Работы в области информационно-коммуникационных технологий могут быть выполнены на любых языках программирования и созданы любыми средствами (FrontPage, Flash, 3D Max и т.п.). Все конкурсные программы должны быть представлены в исполняемой форме. Веб-сайты могут быть представлены в любом формате, используемом в Internet.


Последнее редактирование: 19-03-2008

Конкурс исследовательских работ


Информационное письмо о конкурсе исследовательских работ


Дополнительная информация