Интервью с руководителем Президентской программы АГУ Т.А. Мордасовой

09.10.2009
Интервью с руководителем Президентской программы АГУ Т.А. Мордасовой

Интервью с руководителем Президентской программы Астраханского государственного университета Т.А. Мордасовой

Президентская программа, действующая в России уже 12 лет, представляет собой одно из направлений повышения квалификации специалистов для предприятий народного хозяйства России. Образовательные программы переподготовки управленческих кадров на протяжении этого времени вели ведущие вузы страны. В 2007 году наш университет стал победителем конкурса, объявленного Министерством экономического развития Российской Федерации, предложив образовательную программу «Региональный менеджмент: технологии управления развитием компаний и территорий».
     – Итак, наш университет выиграл этот конкурс и начал переподготовку управленцев Астраханской области в рамках Президентской программы.
     – Да. Первый выпуск состоялся в 2008, второй – в 2009 году.
     Летом этого года Министерство экономического развития Российской Федерации объявило новый конкурс образовательных программ «Менеджмент в социальной сфере», рассчитанный на обучение специалистов в области здравоохранения и образования. Это было обусловлено потребностью в подготовке кадров для предстоящего реформирования  данных бюджетных сфер. В конкурсе участвовало несколько десятков вузов, победило – 5, в том числе и мы. 21 сентября 2009 года начались занятия для 28 слушателей.
     – Что позволило выиграть этот явно непростой конкурс?
     Вы абсолютно правы, он действительно был сложным по всем параметрам. Что позволило выиграть? Прежде всего, то положение, которое вуз занимает в регионе, статус АГУ как университета, имеющего мощный потенциал в различных направлениях деятельности. Здесь очень важно и то содействие, которое нам оказали губернатор Астраханской области и региональные министры, выступившие в качестве рецензентов наших программ, что было предусмотрено условиями конкурса. Второй составляющей нашего успеха стало наличие опыта переподготовки менеджеров.
     – Вы имеете в виду обучение по Президентской программе слушателей  первого и второго наборов?
     – Да. Эта работа дала нам очень хороший опыт и позволила подготовить новую программу на столь высоком уровне, что экспертная комиссия Министерства экономического развития Российской Федерации поставила нам от 80 до 90 баллов (из 100) по ряду основных критериев оценки программы.
     – Вы сообщили о том, что рецензентами программ выступили, в частности, региональные министры. Ограничивается ли вклад представителей региональной власти в реализацию Президентской программы в Астраханской области  рецензированием?
     – Нет. Региональные руководители изъявили желание вести для наших слушателей блок специальных дисциплин. Это было поддержано и Минэкономразвития России, и  Астраханским ресурсным центром, и нами.
     Замечу, что при разработке образовательных программ 2 региональных министерства поставили перед нами очень интересные задачи.
     Министерство здравоохранения  Астраханской области хотело бы по итогам обучения своих специалистов иметь региональные команды, которые могли бы эффективно управлять системой здравоохранения. Их программа так и называется: «Эффективный менеджмент здравоохранения, подготовка управляющих команд в региональной системе здравоохранения, ориентированных на результат». Учебная программа составлена с учётом тех критериев оценки деятельности, которые рассматриваются министерством в качестве приоритетных.
     Министерство образования и науки преследовало несколько иную цель. Программа для их слушателей называется «Создание конкурентоспособной образовательной среды территории, стратегия развития инновационных образовательных систем учреждений». Мы сегодня вошли в Болонский процесс,  что потребовало существенных изменений технологий образования: инновационные образовательные учреждения должны обучать специалистов, способных легко адаптироваться к изменяющимся условиям. Именно такой аспект был интересен для министерства образования и науки Астраханской области.
     – Реализация Президентской программы происходит при активном участии Астраханского регионального ресурсного центра, не так ли?
     Разумеется. Региональный ресурсный центр занимается набором слушателей. Кроме того, руководитель центра Н.А. Булычева  (кстати, она сама является выпускницей Президентской программы) читает курс менеджмента. И ещё мы вместе проводим мониторинг результативности нашей деятельности.
     – Как это происходит?
     – По предложению ректора АГУ А.П. Лунёва созданы 2 совета – по программам «Менеджмент в системе здравоохранения» и «Менеджмент в системе образования» – для проведения постоянного мониторинга качества преподавания и степени реализации целей и задач, поставленных перед этой программой. Мы разработали оценочный лист, который будут ежемесячно заполнять наши слушатели, и при необходимости на заседаниях советов будут обсуждаться вопросы корректировки учебного плана.
     – Каковы параметры оценивания?
     – При разработке параметров мы, разумеется, учитывали специфику аудитории. Слушателям предлагается определить, каков вклад курса в формирование у них практического мышления и способности формулировать задачи. Кроме того, нас интересует их оценка общей эффективности работы данного преподавателя, их пожелания по доработке структурных элементов курса.
     Впереди – ещё 2 года обучения по данным программам. И сейчас мы хотели бы получить от слушателей оценку нашей работы, чтобы иметь возможность вовремя и в нужном направлении корректировать свою деятельность.
     – Вы недавно вернулись из Москвы, где принимали участие в совещании «Проведение общественной экспертизы образовательных программ подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации», организованном Министерством экономического развития Российской Федерации. Расскажите об этом.
     –  Государственный заказчик Президентской программы (а им как раз и является Минэкономразвития России) хотел бы провести общественную экспертизу соответствия заявленных программ качеству их реализации и тем требованиям, которые изначально выдвигались при проведении конкурса. Успешное прохождение экспертизы будет означать, что вуз получит право продолжать работать по этой программе.
     – Как будет проходить экспертиза?
– Она включает 3 этапа. Первый (заочный) – анализ экспертами представленной нами отчётности. Второй этап предусматривает выборочное посещение регионов экспертами, их встречи с преподавателями, слушателями, выпускниками, работодателями. На третьем этапе планируется подведение итогов по результатам общественной экспертизы.
     – Кто выступает в роли экспертов?
      Представители Министерства экономического развития Российской Федерации, представители тех вузов, которые давно занимаются реализацией Президентской программы, представители направляющих организаций, выпускники программы.
     – Вернёмся к совещанию. Какие ещё вопросы там обсуждались?
     На совещании обсуждались особенности реализации новой программы – программы переподготовки управленческих кадров в социальной сфере. Отмечалось, что руководители учреждений образования и здравоохранения зачастую не имеют специальной управленческой подготовки. Для этого и были предложены данные образовательные программы.
     Важнейшим направлением становится подготовка управленческих кадров для малого и среднего бизнеса. Обращалось внимание на то, что  в условиях экономического кризиса очень важно обеспечить занятость населения, здесь как раз и может помочь данная программа, по которой планируется обучение слушателей, имеющих высшее либо среднее специальное образование.
     Очень интересным было обсуждение вопроса о стажировках слушателей. Речь шла о том, что в связи с экономическими проблемами следует иметь в виду не только международные стажировки (хотя они, разумеется, остаются), но и межрегиональные. Такой подход позволяет установить внутренние связи, найти новых партнёров.
     – А наш университет занимается организацией стажировок для выпускников Президентской программы?
     – Да. Мы были соисполнителями заявки на организацию международной стажировки с Академией народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации. Конкурс был выигран, и теперь выпускникам Президентской программы можно будет пройти стажировку в Италии. Следует отметить, что Минэкономразвития России приветствует расширение списка стран, в которых проходят стажировки выпускники Президентской программы (до этого 50 % слушателей стажировались в Германии). Хочу подчеркнуть, что у нашего вуза есть перспективы для участия в последующих конкурсах по организации зарубежных стажировок выпускников Президентской программы, поскольку мы имеем давние деловые отношения с университетами Бельгии, Финляндии, Германии, Франции и других стран Европы.
     Возвращаясь к совещанию, не могу не упомянуть ещё об одной  инициативе Министерства экономического развития России. Планируется создание очень интересного компонента образовательных программ – федерального тренажёра. Он представляет собой адаптированную к условиям российской экономики и системе управления базу кейсов, заданий, тестов, деловых игр и т.п., которые должны активно использоваться в процессе преподавания базовых и специальных дисциплин. Это позволит совершенствовать учебный процесс (в основном – за счёт активизации интерактивных методов обучения). Преподаватели вузов, ведущие соответствующие курсы, смогут в любой момент получить консультацию у специалистов и тренеров, готовивших учебно-методическую базу этого тренажёра.
     – Что даёт университету реализация Президентской программы?
     – Для АГУ это показатель того, что сегодня мы можем работать по разным технологиям, с разными категориями обучающихся. Образование для взрослых во всём мире считается очень сложным, специфичным и трудоёмким. Это могут делать не все вузы.
     Вообще хотелось бы заметить: победа в этом конкурсе есть важнейший показатель того, что в АГУ сложилась система повышения квалификации управленческих кадров, вуз имеет серьёзные научные достижения в сфере менеджмента, у нас хорошие показатели по включённости в международное сотрудничество. Если хотите, это была своеобразная  внешняя экспертиза вуза, проведённая независимыми экспертами федерального уровня.
     – Иными словами, это показатель зрелости образовательного процесса нашего вуза?
     Безусловно. К нам приходят специалисты, имеющие большой опыт руководящей работы. Все слушатели с высшим образованием.
     – Иногда и не с одним…
     Да, да. И все они настаивают на том, что обучение должно быть практикоориентированным. Естественно, это колоссальная  нагрузка для наших преподавателей: необходимо готовить специальное учебно-методическое сопровождение – новые кейсы, задания, тесты.
     – Но это и ярчайший показатель высокой квалификации преподавателей, что отмечали многие выпускники. Кстати, интересуетесь ли вы их профессиональной судьбой?
     – Конечно. Часть выпускников первого набора прошли стажировку за границей. Кто-то преподаёт у нас, что, кстати, очень приветствуется. Некоторые выпускники получили солидные карьерные предложения, есть и те, кто оказался в региональном либо федеральном кадровом резерве по замещению вакантных руководящих должностей. Немаловажным результатом считаю также сложившиеся дружеские, переходящие в партнёрские отношения выпускников – представителей нынешней и будущей региональной элиты.
     – Мне довелось пообщаться с некоторыми из выпускников второго набора. Многие говорили, что обучение по Президентской программе выработало у них желание к постоянному повышению своей квалификации. Они сообщали о стремлении обучаться в аспирантурах. Реализованы ли эти планы?
      Да, некоторые стали соискателями (для руководителей это более удобная форма, нежели аспирантура). Они консультируются по проблематике своих научных интересов у директора Института экономики и права АГУ, доктора экономических наук, профессора В.Ю. Солопова, у завкафедрой мировой экономики АГУ, кандидата экономических наук, доцента Н.А. Корчагиной. Возможно, такое продолжение обучения станет традицией. Наш университет приветствует подобные устремления и готов поддержать их.
 
      Беседовала Г.В. Белякова, главный редактор
 Официального интернет-портала АГУ