?????? ?????? ?????????????

Уровень образования:
высшее.

Наименование направления подготовки и (или) специальности:
  1. «Юриспруденция»;
  2. «Психология».


Квалификация:
  1. юрист;
  2. психолог, преподаватель психологии.


Учёная степень:
доктор философских наук.

Учёное звание:
доцент.

Должность:

профессор кафедры философии.



Стаж работы по специальности:

17 лет.



Общий стаж работы:

19 лет.



Сфера научных интересов:

социальная философия; философская антропология; философия образования; философия религии.




Warning: mysql_fetch_array() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/test.asu.edu.ru/files/File/employees/index.php on line 472
Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке:
  • профессиональная переподготовка с присвоением квалификации «Философ, преподаватель философии» (Астраханский государственный университет, 2020);
  • повышение квалификации по программе «Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности преподавателя в условиях системных изменений в высшем образовании» (Астраханский государственный университет, 2020);
  • повышение квалификации по программе «Государственно-конфессиональные отношения: теории и практики управления» (Астраханский государственный университет, 2019);
  • повышение квалификации по программе «Современные проблемы социальной динамики: социальная философия и социология» (Волгоградский государственный университет, 2018);
  • организационное обучение по программе «Организационная психология» (Астраханский государственный университет, 2017);
  • повышение квалификации по программе «Формирование электронных образовательных ресурсов на платформе LMS Moodle» (Астраханский государственный университет, 2017);
  • организационное обучение по программе «Поток: психология оптимального переживания» (Астраханский государственный университет, 2016);
  • организационное обучение по программе «Управление персоналом: современные системы разработки стратегии и развёртывания планов внутри организации» (Астраханский государственный университет, 2016);
  • обучение в рамках семинар-тренинга по программе «Разработка основных профессиональных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС ВО» (Астраханский государственный университет, 2016);
  • повышение квалификации по программе «Реализация образовательной деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий» (Астраханский государственный университет, 2015);
  • производственный инструктаж по теме «Правила работы в компьютерных классах и мультимедийных аудиториях» (Астраханский государственный университет, 2015);
  • обучение по дополнительной общеразвивающей программе «Инновации в воспитании» (Российский государственный педагогический университет им. А.М. Герцена, 2014);
  • повышение квалификации по программе «Современные проблемы социогуманитарного знания: философия, политология, культурология, социология» (Астраханский государственный университет, 2014);
  • обучение по дополнительной образовательной программе «Проектирование основных образовательных программ ФГОС 3-го поколения: раздел «Создание социокультурной среды вуза, обеспечивающей развитие общекультурных компетенций и участие вузов РФ в проекте «Инновации в воспитании» (Российский государственный педагогический университет им. А.М. Герцена, 2013);
  • повышение квалификации по программе «Изучение опыта совершенствования производства на основе технологий снижения издержек» (Астраханский государственный университет, 2009);
  • повышение квалификации по программе «Инновационный менеджмент (Интеллектуальная собственность: патент, базы данных, программы ЭВМ)» (Астраханский государственный университет, 2009);
  • повышение квалификации по программе «Применение информационных технологий в образовательном процессе» (Астраханский государственный университет, 2005).


Список основных публикаций

Монографии

  • Храпов С. А. Кризисные тенденции общественного сознания современной России : монография. – Астрахань : ИД «Астраханский университет», 2009. – 149 с.
  • Храпов С. А. Социокультурная динамика общественного сознания постсоветской России : монография. – М. : Социально-политическая мысль, 2010. – 160 с.
  • Храпов С. А. «Человек техногенный» в социокультурном пространстве техногенной цивилизации : монография / С. А. Храпов. – Астрахань : ИД «Астраханский университет», 2019. – 157 с.

Статьи, тезисы

Публикации в международных научных изданиях, индексируемых в Web of Science, Scopus

  • Храпов С. А. Техногенный человек: проблемы социокультурной онтологизации // Вопросы философии. – 2014. – № 9. – С. 66–75. (Web of Science, SCOPUS).
  • Svetlana E. Kryuchkova, Sergey A. Khrapov, Yulia G. Mironova, Natalia A. Tyrnova, Olga V. Leonova The Russian Public Consciousness Metamorphoses in Conditions of Technogenic Sociocultural Reality // Tarih Kultur Ve Sanat Arastirmalari Dergisi –Journal of History Culture and Art Research. – 2017. – 6, № 4. – S. 1365–1373. DOI: 10.7596/taksad.v6i4.1194 (Web of Science).
  • Хлыщева Е. В., Меликов И. М., Храпов С. А. Российская ментальность в социокультурном пространстве // Философские науки. – 2017. – № 8. – С. 48–62. (RSCI Web of Science).
  • Sergey A. Khrapov, Tinatin D. Lopatinskaya, Alexey M. Kashkarov Artificial Ntelligence as Cognitive and Sociocultural Phenomenon // The Turkish Online Journal of Design, Art and Communication – TOJDAC. – March 2018, Special Edition. – P. 107–111. ISSN: 2146-5193, DOI: 10.7456 / 1080MSE (Web of Science).
  • Khrapov, S., Saveleva, E., Haritonova, A., Goverdovskaya, T., & Kripakova, D. A Philosophical and Historical Analysis on Peculiarities of the Conception of Law in Russia in the Second Half of 19th – Early 20th Centuries // Journal of History Culture and Art Research. – 2018. – № 7 (3). – С. 208–213. (Web of Science).
  • Храпов С.А. Кризис сознания: «когнитивный ответ» техногенной цивилизации // Вопросы философии. — 2019. - № 1. - С. 88-95. DOI: 10.31857/S004287440003623-0 (Web of Science, SCOPUS).
  • Khlyscheva E., Khrapov S., Kryuchkova S. The Neostranger phenomenon: to the problem of transformation immigrant’s adaptation practices in the sociocultural space of Europe and Russia // PRZEGLĄD WSCHODNIOEUROPEJSKI. — 2019. - № 2. - Pp. 123-136. (SCOPUS).
  • Баева Л. В., Храпов С. А., Ажмухамедов И. М. "Умные технологии" в образовании: возможности развития и риски // 13 Международная научно-практическая конференция «Умные технологии для общества, государства и экономики», посвященная 40 - летию образования Волгоградского государственного университета (г. Волгоград, 19-20 марта 2020 г.). 2020. С. 714-723. (SCOPUS, в печати).
  • Khrapov S. A., Lopatinskaya T. D., Bibarsov D. A. Virtualization of Consciousness and Issue of External Control over “Human technogenic”// 5th International Conferenceon Contemporary Education, Social Sciences and Humanities. (Philosophy of Being Human as the Core of Interdisciplinary Research). (г. Москва, 23-24 апреля 2020 г.). 2020. (Web of Science, в печати).
  • Khrapov S. A., Baeva L. V. Cognitive Risks of Education Digitalization: Crisis Transformation of Student Consciousness and the Problem of Forming Safe Communicative-Educational Environment // International Scientific Conference “Digitalization of Education: History, Trends and Prospects” (DETP 2020) (г. Екатеринбург, 23-24 апреля 2020 г.). 2020. (Web of Science).
  • Храпов С. А. Социальная память как когнитивный и «техногенный» феномен // Вопросы философии. 2020. Т. № 3. С. 99‒106. DOI: 10.21146/0042‒8744‒2020‒3-99-106 (Web of Science, SCOPUS).

Публикации в российских рецензируемых журналах, включенных в список ВАК РФ

  • Храпов С. А. Деструктивные аспекты социализации личности в теории А. Адлера // Гуманитарные исследования. – 2005. – № 1. – С. 24–28.
  • Храпов С. А. Источник деструктивности человека в философской антропологии Э. Фромма // Гуманитарные исследования. – 2005. – № 2. – С. 5–8.
  • Храпов С. А. Социально-философский подход к проблеме деструктивности человека в психоаналитической традиции современной западной философии // Гуманитарные исследования. – 2006. – № 1. – С. 13–17.
  • Храпов С. А. Религиозный путь преодоления социальной деструктивности // Гуманитарные исследования. – 2008. – № 2. – С. 25–29.
  • Храпов С. А. Трансформация общественного сознания современной России: социокультурные основания и кризисные тенденции // Социальная политика и социология. – 2008. – № 3. – С. 231–245.
  • Храпов С. А. Кризисные тенденции общественного сознания и системы образования современной России // Философия образования. – 2008. – № 4. – С. 49–54.
  • Храпов С. А. Динамика индивидуального и общественного сознания в контексте современной феноменологии агрессии // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2009. – № 7. – С. 56–60.
  • Храпов С. А. Общественное сознание постсоветской России: проблема интолерантной направленности // Социально-гуманитарные знания. – 2009. – № 9. – С. 24–29.
  • Храпов С. А. Инновационные процессы системы образования в контексте трансформации сознания российского общества // Философия образования. – 2009. – № 3. – С. 10–15.
  • Храпов С. А. Антропологический фактор становления потребительской направленности общественного сознания современной России // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия «Философия. Социология и социальные технологии». – 2009. – № 1. – С. 52–57.
  • Храпов С. А. Трансформация сознания российского общества в контексте его социокультурной динамики // Власть. – 2009. – № 9. – С. 50–53.
  • Храпов С. А. Индивидуальное и общественное сознание: гносеологические и онтологические аспекты взаимодействия // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия «Философия. Социология. Право». – 2009. – № 8. – С. 200–206.
  • Храпов С. А. Становление представлений о кризисных тенденциях общественного сознания постсоветской России // Учёные записки Российского государственного социального университета. – 2009. – № 3. – С. 164–172.
  • Храпов С. А. Концептуализация понятия «социальная память» в системе социально-гуманитарного знания // Гуманитарные исследования. – 2010. – № 3. – С. 10–14.
  • Храпов С. А. Концептуализация понятия «социальная память» в системе философского знания // Гуманитарные исследования. – 2010. – № 4. – С. 23–26.
  • Храпов С. А. Трансформация сознания российского общества в контексте социально-экономической динамики потребления // Власть. – 2010. – № 2. – С. 56–58.
  • Храпов С. А. Информатизация социокультурной реальности и общественного сознания постсоветской // Учёные записки Российского государственного социального университета. – 2010. – № 3. – С. 47–55.
  • Храпов С. А. Концептуализация понятий «социальное бессознательное» и «менталитет» (культурно-исторический и философский анализ) // Власть. – 2010. – № 10. – С. 39–41.
  • Храпов С. А. Взаимодействие социальной памяти и общественного сознания постсоветской России: социально-философский подход // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия «Философия. Социология и социальные технологии». – 2010. – № 2. – С. 38–43.
  • Храпов С. А. Массовизация социокультурного пространства и общественного сознания постсоветской России // Социальная политика и социология. – 2010. – № 4. – С. 43–57.
  • Храпов С. А. Техногенные метаморфозы общественного сознания: содержательный уровень // Гуманитарные исследования. – 2011. – № 4. – С. 52–59.
  • Храпов С. А. Техногенные основания кризиса социокультурной идентичности // Социальная политика и социология. – 2012. – № 1. – С. 88–104.
  • Храпов С. А., Гоголадзе Л. М. Мировоззренческие основания бодицентризма как тренда современной культуры // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2012. – № 8. – Ч. 1. – С. 220–224.
  • Храпов С. А. Социоантропогенез: категория и процесс // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2012. – № 9. – Ч. 1. – С. 192–195.
  • Храпов С.А. Социально-экономическая роль культурного наследия: опыт Евросоюза и США // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2012. – № 8. – Ч. 2. – С. 203–207.
  • Лунёв А. П., Храпов С. А. Управление социализацией студенчества как механизм роста человеческого капитала России // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия «Экономика». – 2013. – № 1. – С. 149–156.
  • Храпов С. А., Вялова Е. Г. Концептуализация категории «идентичность» в историко-философском и культуро-философском дискурсах // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов : «Грамота», 2013. – № 7. – Ч. 1. – С. 203–207.
  • Храпов С. А., Колесниченко И. М. Концептуализация категории «религиозное сознание» в историко-философском и культуро-философском дискурсах // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов : «Грамота», 2013. – № 7. – Ч. 1. – С. 207–210.
  • Храпов С. А., Копылова С. В. Феномен агрессии в социокультурной динамике: историко-философский анализ // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов : «Грамота», 2013. – № 7. – Ч. 1. – С. 210–214.
  • Храпов С. А., Новиков А. С. Виртуальная социальность: социокультурный анализ // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов : «Грамота», 2013. – № 7. – Ч. 2. – С. 189–193.
  • Храпов С. А., Бигалиев А. Р. Проблема справедливости в эпоху современного мировоззренческого кризиса: историко-философский и социально-философский анализ // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов : «Грамота», 2013. – № 8. – Ч. 1. – С. 203–206.
  • Федотова А. В., Баева Л. В., Храпов С. А. Инновационные стратегии образовательного менеджмента (внедрение CDIO в Астраханском государственном университете) // Философия образования. – 2014. – № 1. – С. 27–31.
  • Храпов С. А. Современный социокультурный контекст девальвации классических аксиологических моделей «Бытие» и «Бог» // Философия и культура. – 2014. – № 8. – С.1208–1215. DOI: 10.7256/1999-2793.2014.8.12486.
  • Храпов С. А., Палаткина Г. В. Проблема деструктивности в культурно-исторической концепции К. Юнга // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2015. – № 2. – С. 4–10.
  • Храпов С. А., Кашкаров А. М. Культурное сознание в информационную эпоху // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2015. – № 11. – С. 196–198.
  • Фёдорова Е. П., Храпов С. А., Акмаева Р. И. Инновационный менеджмент в сфере социализации студентов: статистический анализ (на примере Астраханского государственного университета // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия «Экономика». – 2015. – № 3. – C. 110–117.
  • Храпов С. А. Аксиодинамика общественного сознания постсоветской России: социокультурный анализ. // Философия и культура. – 2015. – № 5. – C. 752–761. DOI: 10.7256/1999-2793.2015.5.14234.
  • Храпов С. А. Социокультурное пространство постсоветской России: категория, феномен, механизмы динамики // Философия и культура. – 2016. – № 6. – С. 834–841. DOI: 10.7256/1999-2793.2016.6.17887.
  • Храпов С. А., Калимуллина И. В. Неорелигиозный мистицизм в глобальном социокультурном контексте // Вестник Калмыцкого университета. – 2016. – № 4. – С. 150–156.
  • Крючкова С. Е., Храпов С. А. Аргументативный дискурс в коммуникативном пространстве современной культуры: проблемы теории // Философская мысль. – 2017. – № 6. – С. 36–50. DOI: 10.25136/2409-8728.2017.6.23106.
  • Меликов И. М., Храпов С. А. Феномен «русского религиозного социализма»: Н. Бердяев о специфике социализма и советская действительность // Философская мысль. – 2017. – № 7. – С. 21–33. DOI: 10.25136/2409-8728.2017.7.23401.
  • Храпов С. А., Кашкаров А. М. Человек в техногенном обществе: философско-исторический анализ // Вестник Калмыцкого университета. – 2017. – № 1. – С. 158–163.
  • Храпов С. А. Человек техногенной цивилизации: методологические проблемы исследования // Вестник Калмыцкого университета. – 2018. – № 2. – С. 169–177.
  • Крючкова С. Е., Меликов И. М., Храпов С. А. Глобализация высшего образования: социокультурный аспект // Logos et Praxis. – 2018. – Т. 17. – № 1. – С. 40–48.
  • Храпов С. А., Палаткина Г. В., Зайченко Е. А. Инновационный потенциал Всемирной инициативы CDIO в формировании профессиональных компетентностей студентов вузов // Интернет-журнал «Мир науки». – 2018. – № 4.
  • Храпов С. А. Проблемы идентификации человека в социокультурном контексте техногенной цивилизации // Каспийский регион: политика, экономика, культура. – Астрахань : ИД «Астраханский университет». – 2018. – №3. – С. 133–139.
  • Храпов С. А. Феноменология свободы в социальном пространстве. Рецензия на книгу: Меликов И.М. Социальное бытие свободы // Вестник Тверского государственного университета. – 2018. – № 3. – С. 234–239.
  • Храпов С.А. Эпистемологические проблемы исследования «человека техногенного»: гуманитарный и естественнонаучный аспекты осмысления// Каспийский регион: политика, экономика, культура. – Астрахань : Издательский дом «Астраханский университет». – 2019. – №2. – С. 158–164.
  • Храпов С.А., Помогаева М.В. Глобализация как исторический и социокультурный феномен // Вестник Калмыцкого университета. – 2019 г. – N 2. – С. 122–127.
  • Храпов С.А., Лопатинская Т.Д., Бибарсов Д.А. Проблемы информационного кризиса социокультурной идентичности и переживания экзистенциального опыта в компьютерных играх (на примере THE STANLEY PARABLE И ANTICHAMBER)// Юридический мир. – 2019 г. – N 3. – С. 59–65.
  • Храпов С.А. Когнитивные конфликты в условиях техногенной цивилизации// Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. – 2019 г. - N 3. – С. -20–26.
  • Храпов С.А., Бибарсов Д.А. «Человек играющий» как социокультурная модальность «человека техногенного» // Вестник КалмГУ. – 1 – 2020. – С 114–119.
  • Храпов С.А. Риски формирования техногенной «цифровой идентичности» в условиях цифровизации образовательного пространства // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. – 2020 г. - N 2. – С. – 7–13.
  • Баева Л. В., Храпов С. А., Ажмухамедов И. М., Григорьев А. В., Кузнецова В. Ю. Цифровой поворот в российском образовании: от проблем к возможностям // Ценности и смыслы. 2020. № 5 (69). С. 28–44. DOI: 10.24411/2071-6427-2020–10043.

Учебно-методические пособия

  • Храпов С. А., Глазков А. П., Рамазанова Т. М. Философия : рабочая тетрадь к учебнику для вузов «Философия». – Астрахань : ИД «Астраханский университет», 2008 – 48 с. 
  • Глазков А.П., Востриков И.В., Храпов С.А. Философия управления: учебное пособие для магистрантов социально-гуманитарных направлений подготовки. Астрахань: Издатель Сорокин Роман Васильевич, 2022 120 с.

Методические рекомендации

  • Храпов С. А. Логика : методические рекомендации. – Астрахань : ИД «Астраханский университет», 2007. – 16 с.
  • Храпов С. А. Философские проблемы психоанализа : методические рекомендации. – Астрахань : ИД «Астраханский университет», 2007. – 16 с.
  • Храпов С. А. Методика преподавания философии : методические рекомендации. – Астрахань : ИД «Астраханский университет», 2010. – 16 с.

Дополнительная информация

Руководитель магистерской программы «Социальная философия».

Руководитель программы аспирантуры «Социальная и политическая философия»

Объекты интеллектуальной собственности

Атлас рисков в информационно-коммуникативной среде

Награды:

  • Медаль Российской академии наук для молодых учёных.
  • Почётная грамота Министерства образования и науки Астраханской области.
  • Почётная грамота Министерства образования и науки РФ.
  • Почетное звание: «Почетный работник сферы образования Российской Федерации».


Warning: mysql_fetch_assoc() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/test.asu.edu.ru/files/File/asumenu_left/left_functions.php on line 457

Warning: mysql_fetch_assoc() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/test.asu.edu.ru/files/File/asumenu_left/left_functions.php on line 501