Впечатления Т.С. Оганезовой от стажировки в Бостонской академии английского языка
Ассистент кафедры английского языка для экономических специальностей Астраханского государственного университета Т.С. Оганезова вернулась из США, где получила международный сертификат с отличием на преподавание английского языка как иностранного
Т.С. Оганезова входила в число слушателей Университета Кларка, не так давно завершивших обучение в летнем семестре в США. Но целью её поездки было не только (и не столько) окончание Университета. «Прежде всего я хотела пройти курсы при Бостонской академии английского языка и получить международный сертификат, – рассказывает Т.С. Оганезова. – Ради чего и трудилась четыре недели по семь часов в день, не считая вечерних занятий в Университете Кларка. Но это было настолько интересно, интерактивно и не похоже на лекции в нашем понимании, что семь часов пролетали незаметно!»
Преподаватель, имеющий сертификат международного уровня, да ещё и с отличием, несомненно, добавит солидности Центру по приёму экзамена TOEFL, который скоро откроется в АГУ. Помимо Центра планируют организовать обучающие курсы для тех, кто хочет подготовиться к сдаче TOEFL.
Студенты тоже не останутся в стороне от «реформ»: в настоящее время Т.С. Оганезова готовит качественно новую программу преподавания английского языка для экономических специальностей. «В российских вузах прекрасно преподают методику. Я сама окончила иняз АГУ, где нас два года ей обучали, – говорит Т.С. Оганезова. – По сути, ничего нового с этой точки зрения на курсах в США мне не рассказали. Разница в том, что мы эту методику выучили, благополучно забыли и пошли преподавать. А американцы всё изученное применяют на практике».
Ещё американские преподаватели стремятся до минимума сократить дистанцию между учеником и учителем. Занятия часто проходят в неформальной обстановке, что очень сплачивает всех участников и повышает эффективность обучения. «Мы же стремимся к отдалению, статусности. Кроме того, наши студенты не умеют действовать в команде – каждый работает только на свой зачёт, – разводит руками Т.С. Оганезова. – А между тем дружеские отношения никак не сказываются на объективности оценок, но способствуют тому, что появляется желание что-то брать от преподавателя, учиться у него».
Конечно, по словам Т.С. Оганезовой, на одной увлечённости далеко не уедешь. Чтобы качественно подготовиться к одному занятию, нужен как минимум час, не говоря уже о наличии оргтехники, цветного принтера, безлимитного интернета. А на кафедре нет элементарного копира... К тому же, 36-часовая нагрузка в неделю и, мягко говоря, скромная зарплата несколько остужают творческий пыл преподавателя.
Обольщаться на счёт того, что студенты с радостью примут нововведения, тоже не приходится. «Сложно будет в одиночку создать нужную атмосферу, зажечь группу, – признаёт Т.С. Оганезова. – Это в Америке все занятия проходят интерактивно, поэтому даже взрослые люди 45–50 лет с удовольствием суетятся возле доски, клеят карточки, участвуют в дискуссиях. Но мы будем пробовать! Я уже разговаривала по этому поводу с заведующей кафедрой Мариной Валерьевной (М.В. Китик – прим.) Мы решили взять экспериментальную группу, первокурсников. Но надо ещё и готовить преподавателей. В принципе, особых сложностей с методической стороны быть не должно: все знают, как можно и нужно учить, просто надо мотивировать и стимулировать. И не единовременно, а так сказать нон-стоп. Да и самим бы умудриться не погаснуть!»
Контакты с Бостонской академией английского языка и Комиссией по аккредитации программ обучения английскому языку уже установлены, поэтому не исключено, что на курсы будут посылать и других преподавателей АГУ. Наверняка, вернувшись, они так же, как и Т.С. Оганезова, по энтузиазму будут напоминать русских солдат, дошедших в 1812 году до Парижа и увидевших, что там всё по-другому, а значит, и у нас уже не может оставаться прежним.