Русисты АГУ подарили астраханским школам новое учебное пособие
Преподаватели кафедры русского языка Астраханского государственного университета имени В. Н. Татищева подготовили учебное пособие «Основы речевой толерантности» для учащихся многонациональных школ.
Грантовый проект «Концепция преодоления речевой агрессии в образовательном пространстве Прикаспия», поддержанный Российским научным фондом и министерством образования и науки Астраханской области, завершился изданием учебного пособия. Научный коллектив в составе заведующей кафедрой русского языка Марии Лаптевой, доцентов Юлии Васильевой и Марии Фирсовой работал над выявлением уровня речевой толерантности учащихся многонациональных школ региона. По результатам исследования была разработана методика преодоления речевой агрессии в рамках межкультурной коммуникации, а также предложена новая педагогическая технология формирования речевой толерантности билингвальной личности в обучении.
В опубликованном пособии выделяется пять тематических разделов, освоение которых позволит развить не только коммуникативную, но и лингвокультурную компетенцию учащихся. Темы для изучения отобраны в соответствии с приблизительной программой по учебному предмету «Русский родной язык», однако содержательно в них представлен материал, отражающий культурно-языковое взаимодействие народов, проживающих на территории Российской Федерации, в частности в Астраханской области: татар, казахов, калмыков, народов Дагестана, узбеков, туркмен.
Каждая тема структурирована следующим образом: параграф начинается с теоретического материала, следующего под рубрикой «А знаете ли вы, что…»; для проверки усвоения информации даются вопросы для беседы, а затем практические задания разной степени сложности. Обязательной составляющей каждого параграфа является рубрика «Лингвистическая мастерская», в которой учащимся предлагается выполнить какое-то письменное задание творческого характера. Дополнительный материал представлен в рубрике «За страницами учебника». С целью формирования навыков проектной деятельности после параграфа помещаются темы исследовательских проектов, которые учащиеся могут выполнять на материале любого языка.
В преддверии Международного дня толерантности филологи преподнесли книгу в дар учителям Школы имени Махтумкули Фраги, Трёхпротокской СОШ, лицея № 3, СОШ имени Гейдара Алиева, Татаробашмаковской СОШ. Педагоги с благодарностью приняли учебное пособие и планируют применять его в учебном процессе.
Метки новости