В АГУ обсудили трансформацию научно-образовательной структуры университета
На заседании учёного совета приняли решение сформировать четыре института: Институт наук о жизни и Земле, Институт права, экономики и образования, Каспийский гуманитарный институт, а также Институт информационных и инженерных технологий, физики и математики.
Сегодня Астраханский госуниверситет стремительно развивается, ряд проектов и программ требуют углублённой подготовки. Для этого проведён анализ качества и эффективности образовательных программ, научных исследовательских групп. Для того чтобы обучать специалистов более высокого уровня, нацеленных на потребности индустриальных партнёров вуза и региона, важно изменять систему подготовки, вводить новые образовательные программы, развивать новые специальности.
Так, создан Институт наук о жизни и Земле, в структуру которого войдут факультет наук о Земле, факультет химии и техносферной безопасности, агро-биологический факультет, научно-образовательный центр прикладной биологии и агробиотехнологий.
Объединение факультетов позволит усилить качество программ подготовки, ориентировать их на современного работодателя, а выпускникам быть ещё более востребованными на рынке труда.
В Институт права, экономики и образования будут включены факультет образования, факультет психологии, факультет физической культуры и спорта, юридический факультет и факультет экономики и управления.
Как отмечает проректор по образовательной деятельности Александр Трещев, изменения в системе управления приведут к конкурентоспособности и востребованности научных и образовательных продуктов университета и их коммерциализации.
«Вхождение нашего университета в «Приоритет 2030» потребовало от коллектива решить задачу построения интегрированного образовательно-научного процесса, создающего и использующего продукты полного жизненного цикла. В программе стратегического развития мы позиционируем наш университет как предпринимательский, а это означает, что мы должны систематически прилагать усилия по преодолению ограничений в трех сферах:
• генерации знаний, постоянно работая над созданием новых исследовательских методов и изучением новых областей знания или новых проблем в уже известных областях;
• преподавания, развивая инновационные методы обучения и модифицируя содержание обучения путем отражения в нем новейших достижений науки и практики;
• внедрения знаний в практику с помощью различных видов взаимодействия с внешней средой.
Поэтому мы пошли на трансформацию системы управления университетом, создав четыре основных научно-образовательных кластера. Мне кажется, в выбранном нами подходе трансформации, состоит уникальный потенциал развития самостоятельных приоритетных направлений в предметных областях научных исследований, под которые группируются профили подготовки. И тогда становится необходимым переход от кафедрального принципа управления к менеджменту образовательной программы.
Управление образовательной программой будет осуществляется на двух уровнях: академическом и административном. Академическое руководство программой поручается академическому руководителю и академическому совету программы. А решение административных вопросов при реализации программы будут решаться учебным офисом», — сообщил Александр Трещев.
В структуру Каспийского гуманитарного института войдут факультет иностранных языков, факультет филологии и журналистики, факультет истории и социальных коммуникаций, Каспийская высшая школа перевода, центр социологических исследований, научно-исследовательский центр проблем юга России и Прикаспия.
Декан исторического факультета Елена Тимофеева прокомментировала переход к новой структуре.
«Процессы серьёзных трансформаций в системе высшего образования всегда проходят непросто. На протяжении своей 90-летней истории АГУ, живя в одном ритме со своей страной, пережил ни одну структурную перестройку, корректировавшую целевые ориентиры, менявшую содержательные векторы развития в соответствии с поставленными государством задачами. Пройдя путь от педагогического института к классическому университету, АГУ стал ведущим вузом в региональном образовательном пространстве.
Сегодня становится понятно, что для серьёзных прорывов в сфере науки и образования нужны новые креативные идеи и инструменты развития. Междисциплинарный диалог, многовекторные коммуникации между различными "центрами роста" способны скрепить преподавателей и сотрудников университета и нацелить их на поиск новых решений.
В условиях переходного периода важно сохранить всё самое ценное и уникальное в историческом наследии Астраханского государственного университета имени В. Н. Татищева. Нужно следовать критериям гуманитарного измерения в решении реформаторских задач, сберечь людей – высоких профессионалов, преданных однажды выбранной профессии, при этом не теряя главные цели трансформации, устремлённые к обретению университетом статуса научно-образовательного лидера в Каспийском регионе», — считает она.
Создание Института информационных и инженерных технологий, физики и математики позволит объединить кафедры:
• информационных технологий и кибербезопасности;
• инженерных технологий;
• физико-математического образования;
• «Высокие технологии и физические методы исследования материалов» при Институте физики твердого тела РАН г. Черноголовка;
• дизайна и архитектуры.
Частью института также станут научно-конструкторское бюро, несколько научных лабораторий, научно-образовательные центры и отдел технического обеспечения.
О предпосылках этих изменений рассказал декан факультета физики, математики и инженерных технологий Николай Выборнов.
«Многие вузы уже давно пришли к системе управления научно-образовательным процессом через институты и кафедры. Наш университет не должен оставаться в стороне от новых тенденций. Трансформация научных и образовательных структур давно назрела.
Основной тенденцией является междисциплинарность и научная привязка образования уже с первых курсов. При таком подходе необходимо увеличивать число магистерских программза счёт сетевого взаимодействия с вузами, входящими в топ-100».
Декан факультета физики, математики и инженерных технологий считает, что в новых структурах должны появиться академические руководители образовательных программ, которые призваны помогать заведующим кафедр в организации образовательного процесса.
«На мой взгляд, самое главное, что мы смогли найти такие модели трансформации, которые позволяют в полной мере сохранить академическую структуру и определить функционал для каждого научно-педагогического работника», — заключает Николай Выборнов.
Также во время заседания учёного совета ректор АГУ Константин Маркелов вручил аттестаты доцентов начальнику управления основных образовательных программ, доценту кафедры общей и когнитивной психологии Наталье Коленковой, доценту кафедры общей физики Даниилу Матвееву и доценту кафедры немецкой филологии Татьяне Тюленевой.
Метки новости