«Мы приобрели неоценимый опыт в плане карьерного роста»
24.08.2011
Завершилась летняя практика слушателей совместных магистерских программ Астраханского государственного университета и Университета Кларка (США) в Америке
Где вы отдыхали этим летом? На Кавказе, в Питере, на любимой даче… А вот некоторые представители АГУ, обучающиеся в совместной магистратуре нашего вуза и Университета Кларка, провели летний семестр (Summer B) в Соединённых Штатах Америки, в г. Вустер (штат Массачусетс). О том, как им удавалось совмещать приятное с полезным, что они повидали и чему научились, Официальному интернет-порталу нашего вуза рассказали сами магистранты.
Анжелика Олесисовна Тенис, доцент кафедры английской филологии АГУ:
– Наша программа называлась Master of Science in Professional Communication, специализация Teaching English as a Foreign Language. Целью приезда было прохождение последнего шестинедельного семестра. Он включал в себя практику и изучение дисциплины First and Second Language Acquisition. С 9.00 до 12.00 мы преподавали английский студентам, не являющимся носителями языка, из разных стран. У молодых людей были разные уровни языковой подготовки (от начального до продвинутого), разные цели (кто-то хотел совершенствовать свой разговорный английский, кому-то нужно было улучшить навыки письменной речи или аудитивные навыки и т.д.). С 18.00 до 21.30 мы сами становились студентами. На подготовку к собственным занятиям у нас оставалось совсем немного времени, но мы справлялись!
Мы хотели освоить новые технологии преподавания, найти новые подходы и очень волновались, потому что думали, что столкнёмся с тем, чего не знаем, чего не умеем делать. Преподаватели, в свою очередь, тоже ожидали, что приедут практиканты-новички. Но когда началась работа, американцы сказали, что у нас даже есть чему поучиться! Зарубежные коллеги практически не комментировали наши действия, уже считая нас профессионалами. Трудности же заключались в том, что мы привыкли работать как преподаватели иностранного языка, а американская образовательная система в этом аспекте полностью основывается на методике преподавания второго языка, изучаемого в языковом окружении. Мы знаем, что всегда можем воспользоваться родным языком, в данном же случае у нас такой опоры не было, и иногда возникало непонимание, поскольку всё нужно объяснять на иностранном языке. Поэтому порой приходилось искать поддержку у наших американских коллег (как вербальную, так и невербальную), а преподаватели, в свою очередь, всегда были рады прийти нам на помощь. После занятия мы анализировали возникшие в ходе урока вопросы, делились впечатлениями.
Студенты очень старательные, любознательные, у всех сильная мотивация обучения, в отличие от большинства их российских «собратьев», к сожалению. Цели изучения языка у них тоже очень разные: кто-то приехал, чтобы потом поступить в какой-либо зарубежный университет, кто-то продолжит обучение в своей стране, кто-то планирует сдать экзамен TOEFL и впоследствии найти хорошую работу.
Елена Викторовна Власова, доцент кафедры английской филологии АГУ:
– Этим летом я была на стажировке в США, в Университете Кларка с целью окончания последнего, шестого семестра в рамках программы MSPC (концентрация – английский язык). Подобная практическая деятельность является основным условием завершения магистерской программы по выбранной мною специальности.
В результате поездки я приобрела достаточный опыт для преподавания английского языка зарубежным студентам (не носителям языка), которые приезжают совершенствовать английский язык в Университет Кларка. Но для меня поездка не ограничилась только учебной и преподавательской деятельностью: при поддержке Астраханского государственного университета мне удалось провести ряд деловых встреч, цель которых – создание отделения магистратуры Университета Кларка в Ростове-на-Дону, где я сейчас проживаю.
Нас встретили очень тепло. Преподаватели приглашали нас к себе домой, знакомили с бытом и традициями американского общества. Американцы всячески пытались нас удивить и порадовать. Так, последний уик-энд мы провели в Вашингтоне, где заместитель конгрессмена от штата Массачусетс в частном порядке показал нам Капитолий. В общем, к нам относились очень доброжелательно и принимали как дорогих гостей. А ещё, как ни странно, в США нам удалось по-новому взглянуть и на русскую культуру. Например, в небольшом городке рядом с Вустером мы посетили музей… русских икон. Мы побывали там по приглашению господина Гордона, крупного бизнесмена, чьё хобби – собирать иконы по всей России и выставлять их в музее – стало для нас приятным сюрпризом. Как оказалось, в США много волонтёров посвящают себя изучению именно русской культуры.
Мы приобрели неоценимый опыт в плане карьерного роста, потому что не только учились в Университете Кларка, но ещё и преподавали там. Конечно, хотелось бы некоторые идеи внедрить и в нашу систему образования. Например, преподаватели американских вузов создают научные кружки и научные школы, работают под руководством опытных профессоров.
Елена Викторовна Илова, доцент кафедры английской филологии АГУ:
– В течение последнего семестра обучения в Университете Кларка я получила новый опыт и в профессиональной деятельности, и в бытовом общении. Мы окунулись в настоящую американскую студенческую жизнь, обустроившись в трёхкомнатной квартире общежития, с большой гостиной, кухней и душевой. На нашем этаже находились компьютеры с доступом в Интернет (вообще, бесплатный доступ ко Всемирной сети организован во всех зданиях университета). В случае возникновения проблем мы всегда могли обратиться к студентам, ответственным за порядок.
Нас везде встречали очень радушно, люди в США приветливые, всегда готовы помочь в решении различных вопросов. В отделе по работе с иностранными студентами нам сразу дали папку с бумагами, содержащими необходимую информацию. В первый день в библиотеке специалисты-техники настроили наши ноутбуки и дали нам доступ к электронной библиотеке вуза. Наряду со старыми изданиями там можно найти огромное количество современной научной, учебной и художественной литературы, свежую периодику. В библиотеке несколько компьютерных залов, работающих с 8 утра до 8 вечера, а в соседней комнате, где стоят 2 больших принтера, можно сразу же распечатать материалы. Всё очень удобно, быстро и бесплатно. Аудитории оснащены компьютерами, проекторами и экранами. В здании работает централизованное кондиционирование воздуха.
Мы занимались 2 раза в неделю и узнали много нового о системе преподавания английского языка, которая существует в США. Обучение было построено так, что мы не только получали теоретические знания, но и овладевали прикладными навыками, составляя планы уроков по новой системе и апробируя их во время ежедневных практических занятий. Преподаватели приняли нас очень тепло, объясняли все детали, снабжали необходимыми материалами. Каждый день мы давали уроки студентам из Китая, Вьетнама, Колумбии, Саудовской Аравии и стран Африки. Работать было интересно, поскольку обучаемые говорили на разных языках; приходилось придумывать способы объясняться на английском языке, который они приехали изучать. Также нам удалось представить свой дипломный магистерский проект и даже провести занятие, используя нашу методику обучения английскому языку при помощи популярных песен. Студенты были в восторге!
На мой взгляд, теперь мы можем работать с любой аудиторией. Кроме того, во время дискуссий на занятиях и в процессе общения во внеурочное время мы получили много интересных знаний о культуре разных стран. Американские преподаватели, в свою очередь, говорили, что многому научились от нас. Таким образом, практика оказалась полезной для обеих сторон.
В целом, я считаю, что последний семестр в Университете Кларка мы провели очень продуктивно. Это, несомненно, колоссальный опыт, который найдёт своё отражение в моей преподавательской работе в России.
Наталья Александровна Качан:
– Я окончила АГУ по специальности «Учитель английского языка» только в этом году, параллельно училась в Университете Кларка в течение двух лет. Таким образом, последний семестр в американском вузе стал логическим завершением моего образования.
Сначала расскажу об американской студенческой жизни. Она, конечно, отличается от российской. В кампусе царит соответствующая атмосфера: можно поваляться на траве с книгой, между занятиями заскочить в бассейн или спортзал. Везде есть Wi-Fi, и это здорово: мы всегда имели доступ в Интернет. В университете очень удобная система организации самостоятельной работы студентов: у нас были специальные карточки для подключения к локальной сети, с помощью которых мы могли бесплатно распечатывать документы, проходить во все здания университета, пользоваться вузовским порталом и библиотечными ресурсами. Материалы, кстати, можно скачать бесплатно, что для Америки очень необычно, ведь чаще всего за подобный доступ там нужно платить. У каждого из нас был отдельный почтовый ящик, по электронной почте мы всегда могли уточнить у преподавателей информацию о занятиях, о проведении каких-либо встреч.
В ходе обучения мы получили возможность сравнить российское и американское образование. Конечно, плюсы и минусы есть в каждой системе. К счастью, нашим преподавателем по теоретическому курсу оказалась бывшая россиянка, уже более 10 лет живущая в США. Об основных образовательных теориях мы услышали еще от американских преподавателей в течение двухлетнего обучения в Университете Кларка. А теперь нам представилась возможность более глубокого изучения западных методик и появился шанс посмотреть, как они работают в жизни. Это был уникальный опыт, потому что мы наблюдали, как ведут занятия американские профессора, сами работали в той же среде, что и они, имели возможность задавать вопросы на месте.
Мы чувствуем, что полны сил, энергии, что перед нами открыты все горизонты! По приезде в Россию я сказала маме: «Я уверена, что после подобной практики найду для себя такую работу, о которой всегда мечтала». Текст – Инновационная лаборатория информационной лингвистики
Фото – личный архив участников поездки