Интервью с деканом факультета физической культуры АГУ А.Е. Лазько

29.06.2009
Интервью с деканом факультета физической культуры АГУ А.Е. Лазько

Интервью с деканом факультета физической культуры Астраханского государственного университета А.Е. Лазько

– Расскажите о специальностях вашего факультета.
– В настоящее время на факультете осуществляется подготовка по двум специальностям:  «Физическая культура»  и «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)». Студенты, обучающиеся по первой из названных специальностей, получают квалификацию «Педагог по физической культуре». Уже в самом названии квалификации подразумевается, что выпускники осуществляют обучение других людей физической культуре. Поэтому выбор сферы  профессиональной деятельности для них достаточно широк – это и образовательные учреждения всех видов и типов, и получающие всё большее распространение в наши дни фитнес-центры, а также другие учреждения спортивно-оздоровительной направленности.
В рамках второй специальности на факультете идёт подготовка специалистов по адаптивной физической культуре.  Основное направление деятельности выпускников – работа средствами физической культуры с людьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Специалист по адаптивной физической культуре должен не только владеть знаниями в области теории и организации адаптивной физической культуры, но и иметь хорошую психологическую и медицинскую подготовку. С этой целью студенты изучают основы лечебной физкультуры, спортивной медицины, а также знакомятся с такими нетрадиционными видами физической реабилитации, как бальнеотерапия, иппотерапия, талассотерапия, различные виды массажа.  Отмечу, что на кафедре адаптивной физической культуры преподают люди, имеющие научные степени в медицинских науках и одновременно являющиеся практикующими врачами.
 
– Как обстоит дело с трудоустройством выпускников этой специальности?
– В этом году состоится второй выпуск специалистов по адаптивной физической культуре. Радует то, что все выпускники трудоустроены и востребованы на рынке труда Астрахани и Астраханской области. Многие из ребят совмещают обучение с работой. Мы постоянно сотрудничаем с реабилитационным центром «Русь», где наши студенты занимаются с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Здесь нам есть, чем гордиться: наша студентка Светлана Яшникова в течение вот уже трёх лет занимается с детьми иппотерапией. По направлению центра «Русь» она обучалась на проблемных курсах «Комплексная  реабилитация  пациентов с ограниченными возможностями» при РУДН, имеет  сертификат по реабилитологии, является  инструктором по лечебной верховой езде и единственным специалистом по иппотерапии в Астраханской области.
 
– Расскажите об этом поподробнее.
– Иппотерапия – лечение при помощи лошадей – довольно широкое понятие, в него входит лечебная верховая езда,  один из эффективнейших методов реабилитации инвалидов. С помощью иппотерапии можно вылечить или, по крайней мере,  добиться улучшения в состоянии при таких болезнях, как ДЦП, заболевания опорно-двигательного аппарата, а также при некоторых психических заболеваниях, например, аутизме. Более того, иппотерапия  эффективна  при нарушениях интеллектуального развития, при трудностях в общении, обучении, сложностях в воспитании и других личност­ных проблемах.
Центр «Русь» работает не только с людьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата (хотя это и основное направление), но и с любыми категориями лиц, нуждающимися в физической реабилитации.
 
– Среди студентов вашего факультета много действующих спортсменов. Удаётся ли им совмещать обучение и спортивную карьеру?
– Конечно. Более того, мы всячески поддерживаем спортсменов, не создаём никаких препятствий. Тем более, что среди студентов факультета много кандидатов в мастера спорта и мастеров спорта,  чемпионов Европы, мира, членов сборной России, в том числе олимпийской сборной по разным видам спорта. В их числе: Мария Ковтун – мастер спорта международного класса, двукратная чемпионка Европы по спортивной акробатике; Гульнафис Айтмухамбетова – мастер спорта, чемпионка мира по тхэквондо; Кирилл Кузнецов – кандидат в мастера спорта,  чемпион России по гребле на каноэ; Сергей Мальков и Дмитрий Череваткин – мастера спорта, чемпионы мира по гребле на байдарке и каноэ; Антон Рубизов, Алексей Кайнаров, Андрей Лебедев – мастера спорта международного класса, чемпионы мира по гандболу; Алексей Некрасов – мастер спорта по академической гребле, победитель международной «Большой московской регаты–2009»,  член сборной России; Эльвира Кохаева – единственная в Астрахани мастер спорта по женскому футболу, капитан команды сборной Астраханской области, член сборной России; Али Абуткин – кандидат в мастера спорта по водному поло, член сборной России (категория «В», юниоры), чемпион Европы; Виктор Горшков, Анна Семёнова – кандидаты в мастера спорта, обладатели кубка Европы, кубка мира по спортивной акробатике и черлидингу; Георгий Иванов – единственный в Астрахани мастер спорта по спортивному ориентированию, президент Федерации спортивного ориентирования Астраханской области. 
Я называю наиболее «титулованных», хотя о каждом нашем студенте – профессиональном спортсмене можно рассказывать достаточно долго, перечисляя заслуги, победы, которые приносят славу не только факультету  и университету в целом, но и области, стране.  Подтверждением тому – большая коллекция кубков и медалей, Вы их наверняка видели на кафедрах нашего факультета.
 
– А если студент заканчивает спортивную карьеру?
– Довольно много таких ребят. Они нашли своё призвание в тренерской работе – готовят молодую спортивную смену.
 
– Вероятно, при таком графике занятости студентов вне учебных занятий трудно организовать традиционные студенческие мероприятия…
– Отнюдь.  В первую очередь, конечно, наши студенты представляют основной состав университетских команд по разным видам спорта. Кроме того, на нашем факультете существуют свои студенческие традиции – посвящение в первокурсники, новогодние капустники, Последний звонок для выпускников. Поверьте: наши ребята талантливы не только в спорте. Они умеют и танцевать, и петь, и демонстрировать актёрское мастерство. Всё это, разумеется,  осуществляется не без участия и помощи преподавателей факультета. Подготовка и совместное проведение таких мероприятий позволяет наладить общение в неформальной обстановке, сплачивает единомышленников,  создаёт единый факультетский коллектив.
 
– Расскажите о сотрудничестве вашего факультета с другими вузами, учреждениями, организациями.
– Во-первых, наш университет  является членом Ассоциации университетов Прикаспийских государств, под эгидой которого проводятся универсиады по видам спорта. Наши ребята – постоянные участники этих соревнований.
Кроме того, факультет активно сотрудничает с Управлением по физической культуре и спорту Астраханской области. Педагоги и студенты выступают в качестве судей на соревнованиях для муниципальных работников, государственных служащих. Одно из недавних таких мероприятий – праздник «Мама, папа, я – спортивная семья».
Тот факт, что мы готовим специалистов по адаптивной физической культуре, объясняет наше сотрудничество с Астраханской региональной общественной организацией детей-инвалидов и их родителей.  Так, буквально в первое воскресенье июня в области проводился «Бег дружбы»  – массовый забег, в котором принимали участие люди с ограниченными возможностями. Студенты и преподаватели факультета традиционно выступили судьями соревнований.
Разумеется, самые большие перспективы сотрудничества открываются в рамках практики студентов.  Для студентов специальности «Физическая культура» предусмотрено прохождение трёх видов практик. Первая – практика в оздоровительных лагерях – осуществляется на базе летних оздоровительных центров (лагерей) Астраханской области и Краснодарского края (ВДЦ «Орлёнок», «Криница», «Глобус» и др.). Второй вид практики  – в образовательных учреждениях. В этом плане мы тесно сотрудничаем с общеобразовательными школами, лицеями, гимназиями Астрахани и Астраханской области.  И, наконец, третий вид практики – в спортивных школах. Здесь у студентов есть возможность выбрать не просто базу практики, но и учесть вид спорта, представляющий для них наибольший интерес. Эта практика наиболее интересная и, как правило, ДЮСШ и  СДЮШОР охотно принимают наших студентов.
Для будущих специалистов по адаптивной физической культуре предусмотрено четыре вида практики. Они, конечно, отражают специфику будущей профессиональной деятельности студентов.  Работа с людьми, имеющими физические ограничения, нарушения здоровья, требует особого отношения, специальной подготовки. Прежде всего, наши студенты должны быть морально подготовлены к работе с особым контингентом, нуждающимся в восстановлении исходного (предыдущего) уровня здоровья.   Поэтому первый вид практики носит название ознакомительной.  Мы организуем её на базе социально-реабилитационного центра «Русь», о котором я уже говорил. У нас хорошие связи с коллективом центра – профессиональные, которые уже стали дружескими. Обязательным видом практики является ведение физкультурно-оздоровительной работы в коррекционных и специальных образовательных учреждениях. В этом плане мы сотрудничаем с коррекционными школами и школами-интернатами для лиц с нарушениями в состоянии здоровья всех видов.  Есть ещё два вида практики – по специальности и по специализации. Так как специализация студентов касается физической реабилитации, базами для них являются реабилитационные центры и коррекционные и вспомогательные образовательные учреждения.
 
– Расскажите о научной деятельности на вашем факультете.
– Если продолжать идею сотрудничества, то и в научном плане у нас есть интересные и перспективные связи:  с Волгоградской академией физической культуры, по морфологическим наукам с Санкт-Петербургской педиатрической академией, с Тверской государственной медицинской академией и, разумеется, с Астраханской государственной медицинской академией.
А если говорить о научных направлениях, то это, прежде всего, исследование структурно-функциональных процессов реабилитации людей с ограниченными физическими возможностями и адаптации организма человека к условиям внешней среды.
 
– Каковы ваши планы?
– Планы весьма обширны. Во-первых, идёт заключительный этап восстановления спортивной базы учебного корпуса № 5. Предполагается, что будут в полную силу функционировать три спортивных зала с соответствующими подсобными помещениями – раздевалками, душевыми… Скорее всего, будет большой спортивный зал стандартной конфигурации для игровых видов спорта, второй зал – для спортивной и ритмической гимнастики, он должен быть зеркальным. А третий зал, возможно, будет предназначен для занятий единоборствами.
И еще одна наша задумка – собираемся открыть научно-практическую лабораторию диагностики состояния организма и его защиты.
Беседовала Е.В. Борисова, специалист Интернет-проектов
Инновационной лаборатории информационной лингвистики