EN

Опыт инклюзивного образования: Париж-8 – АГУ

25.04.2014
Опыт инклюзивного образования: Париж-8 – АГУ

23 и 25 апреля 2014 года в Астраханском государственном университете состоялись мероприятия с участием профессора Университета Париж-8, уникального специалиста в области воспитания и обучения лиц с особыми образовательными потребностями Жака Саго

Для справки:

Жак Саго – доктор наук в области молекулярной биологии, лауреат Международной выставки изобретений (Золотая медаль, Женева, 1985, изобретение индикаторного рельефного карандаша для слепых), обладатель почётного звания французского правительства «Национальный орден за заслуги», профессор университета Париж-8, преподаватель Национального высшего института образования и исследований в области воспитания и обучения лиц с особыми образовательными потребностями. Является автором и разработчиком программ, адаптированных для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, специалистом в области психопедагогики, нейронауки, информационных и коммуникационных технологий, координатором различных европейских и международных проектов, реализуемых в рамках программ TEMPUS, HELIOS, PETRA, HORIZON, SOCRATES, ADAPT.

Партнёрские отношения с господином Саго АГУ поддерживает уже около 10 лет, со старта международных проектов TEMPUS, когда впервые заявило о себе направление развития инклюзивного образования в России.

23 апреля в совещании, посвящённом обсуждению проблем и перспектив инклюзивного (включённого) обучения, присутствовали деканы, заведующие кафедрами и преподаватели нашего вуза, которые содействуют развитию масштабных проектов по формированию позитивной образовательной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Профессор Саго отметил уникальность встречи: её участники призваны объединить усилия по изобретению информационных устройств и использованию их в университетской среде. Однако, подчеркнул зарубежный коллега, поддержка инклюзии невозможна только силами специалистов в области информационных и электронных технологий. Так, если информатики создают программные продукты, то педагоги внедряют их, а психологи и социологи анализируют результаты. В подобных проектах заложен не только значительный исследовательский потенциал, но и широкие возможности для коммерциализации: новые технологии для людей с ОВЗ будут востребованы в образовательном пространстве высшей и средней школы, а также среди пожилых людей.

Представители факультетов приняли активное участие в дискуссии и поделились собственным опытом в организации обучения студентов с ОВЗ. В настоящее время в АГУ из 16 тысяч студентов около 70 – обучающиеся с особыми образовательными потребностями. С каждым годом их число растёт, но, к сожалению, университет не во всех случаях готов ответить правильными педагогическими мерами и технически грамотно оснастить обучающегося. Преподаватели сталкиваются с необходимостью получения дополнительных профессиональных навыков и по мере увеличения количества студентов с ОВЗ вынуждены самообучаться. Мониторинг, проведённый Центром социологических исследований АГУ, выявил высокую потребность в коррекции существующих подходов к проблеме инклюзивного образования в стенах университета.

В ходе совещания были обсуждены и приняты к разработке предложения по созданию специализированных курсов повышения квалификации преподавателей в области воспитания и обучения лиц в инклюзивной среде. Участники встречи отметили, что нецелесообразно создавать некую унифицированную разработку: инвалидам и лицам с ОВЗ необходимы индивидуальные вспомогательные приспособления и устройства, своеобразные «протезы», способные компенсировать недостаточную включённость в социальную среду. Экономическая составляющая вопроса и проблема финансирования проекта подвели диалог к идее о необходимости подачи учёными АГУ заявки на грант при содействии Жака Саго, представителей европейских университетов и тесном сотрудничестве с региональными министерствами.

25 апреля под руководством французского профессора состоялся Международный семинар «Универсальное образовательное пространство вуза: проблемы доступности образовательной среды и пути их решения», на котором продолжилось обсуждение различных подходов к организации образовательных программ для лиц с ОВЗ, а также особенностей технологических, педагогических и психологических проблем, возникающих в инклюзивной среде в настоящее время.

Н.И. Кириллова (Инновационная лаборатория информационной лингвистики)