Интервью с деканом факультета педагогики и социальной работы АГУ Г.В. Палаткиной

09.06.2009
Интервью с деканом факультета педагогики и социальной работы АГУ Г.В. Палаткиной

Интервью с деканом факультета педагогики и социальной работы Астраханского государственного университета Г.В. Палаткиной

Г.В. Палаткина     – Расскажите о специальностях вашего факультета.
     – На нашем факультете обучают студентов по 7 специальностям с квалификациями: «Социальный работник»,  «Учитель начальных классов и иностранного языка», «Социальный педагог», «Педагог-дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии», «Специалист по организации работы с молодёжью», «Организатор-методист дошкольного образования» и «Учитель изобразительного искусства» (заочная форма).
     У нас действует бакалавриат по профилям «Социальный педагог», «Учитель начальных классов» и «Социальный работник», а также магистратура по направлениям «Социальный педагог» и «Учитель начальных классов».
     В дальнейшем образование можно продолжить в аспирантурах по специальностям «Социальная психология» и «Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)».
     Таким образом, на факультете педагогики и социальной работы можно получить образование уровня бакалавра, специалиста, магистра и кандидата наук.
     – Востребованы ли ваши выпускники на рынке труда?
     – Да, конечно. Профессиональная работа в социальной сфере получила широкое применение во всех цивилизованных странах мира и является одним из самых стабильных и перспективных направлений человеческой деятельности. Уникальность наших профессий в том, что они востребованы практически во всех слоях общества. В таких специалистах нуждаются все: от младенцев до стариков, от семей до трудовых коллективов. Именно это определяет будущий профессиональный статус наших выпускников.
     Я очень горжусь тем, что большинство студентов уже на студенческой скамье определились с местом своей работы, их с удовольствием принимают на ведущие должности в органы государственной власти, школы, реабилитационные центры, в различные структуры МВД. Например, среди наших выпускников уже есть и заместители директоров школ, и ведущие специалисты министерства социального развития и труда.
     Всегда будет спрос на учителей начальной школы. Именно поэтому практически все выпускники 2009 года специальности «Учитель начальных классов и иностранного языка», начиная со второго и третьего курса, работают в различных учебных заведениях. У меня самой первое образование – учитель начальных классов, и я считаю, что это одна из самых интересных и перспективных специальностей, именно это базовое образование позволило мне достичь того социального статуса, который я имею. Повторю: учителя начальных классов всегда были и будут востребованы на рынке труда.
     Сферами профессиональной деятельности выпускников специальности «Социальная работа» являются государственные и негосударственные социальные службы, организации и учреждения социальной защиты населения (реабилитационные центры, интернаты и т.д.), образования, здравоохранения, армии, правоохранительных органов и др. Будущие социальные педагоги работают в общеобразовательных и специальных коррекционных, компенсирующих и диагностических учреждениях системы образования, в учреждениях исполнения наказания МВД, здравоохранения и социальной защиты для детей с отклонениями в развитии, психолого-медико-педагогических комиссиях и др. Такой широкий спектр будущих возможных мест работы обеспечивает практически 100% трудоустройство наших выпускников. И ещё. Востребованность наших выпускников определяется тем, что высшее образование по этим специальностям в Астраханской области не даёт ни один вуз, кроме нашего. Именно, поэтому в различных структурах социальной защиты населения очень востребованы специалисты, которых мы готовим.
     Выпускники специальности «Организация работы с молодёжью» применяют полученные знания в федеральных, региональных и муниципальных органах исполнительной власти по молодёжной политике: центрах социального обслуживания и поддержки молодой семьи, занятости и трудоустройства молодёжи, содействия молодёжному предпринимательству, информационного обеспечения, патриотического воспитания, отдыха, оздоровления молодёжи, поддержки молодёжных объединений, молодёжных жилищных и социальных комплексах, молодёжных пресс-центрах. Кадровый голод здесь ощущается особенно остро, так как в этом году мы выпустили первых 11 специалистов. Все они уже работают, и что очень важно – по специальности.
     Учителей изобразительного искусства ждут в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях, колледжах, художественных школах, рекламных агентствах, центрах дизайна, мастерских по изготовлению художественных изделий и т.д.
     Кроме того, 24 выпускника нашего факультета работают в АГУ.
     – Вы очень активно сотрудничаете со школами, лицеями, колледжами и, насколько мне известно, формы работы факультета со средними учебными заведениями разнообразны.
      Наши преподаватели ведут активную профориентационную работу, совместно с учителями помогают школьникам и студентам колледжей готовить научно-исследовательские проекты. Наши будущие социальные педагоги и организаторы работы с молодёжью проводят интересные мероприятия для школьников. И ещё. У нас есть традиция: на все студенческие праздники приглашать учащихся школ. Так, в этом году на последний звонок, который прошёл в Театре юного зрителя, наши выпускники пригласили более 60 старшеклассников. Благодаря таким мероприятиям будущие абитуриенты «из первых уст» узнают о том, какие специальности можно получить, а главное – как и для чего учат на факультете.
     – Несколько слов о конкурсе «Социальный лидер»…
     – Мы проводим его вот уже второй год, в общей сложности в нём уже приняли участие 75 человек. Соревнование организуется для учащихся 10–11 классов общеобразовательных школ и выпускников колледжей. Традиционно активно участвуют в нём и студенты социально-педагогического  колледжа, а также Новинской, Забузанской и Ильинской школ Астраханской области, лицея № 1, СОШ № 11, 35 и 39 Астрахани. Мы благодарны учителям и директорам этих учебных заведений за хорошую подготовку наших будущих студентов. Ребята показывают неплохие знания истории и обществознания, представляют очень интересные исследовательские проекты социальной направленности по профилактике наркомании, истории благотворительности в Астраханской области, социальной активности молодёжи. В жюри конкурса мы приглашаем специалистов, которые заинтересованы в хорошей подготовке профессионалов для своей сферы. Это прежде всего министр социального развития и труда, кандидат педагогических наук Е.А. Лукьяненко, начальник агентства по работе с молодёжью М.Р. Резаков, директор Центра реабилитации «Тинаки» И.А. Брынцева. Я думаю, что именно из участников этого конкурса в дальнейшем будет формироваться студенческая элита факультета педагогики и социальной работы.
     – На вашем факультете успешно реализуется ряд студенческих проектов. Я имею в виду Школу аниматоров и волонтёрский отряд со столь говорящим названием «Эмпатия»…
     – Девиз нашего факультета в целом и названных Вами проектов в частности – «Теплом сердец согреем землю». Школа аниматоров и волонтёрский отряд были созданы на базе Центра по работе с молодёжью и социальной работе, который функционирует при факультете.
     Наш волонтёрский отряд «Эмпатия» уже завоевал добрую славу. Ребята помогают Красному Кресту (мы постоянные участники акций «Чистые окна» и «Георгиевская ленточка»), реабилитационным центрам для несовершеннолетних, интернатам, домам престарелых. В этом году мы были одними из первых, кто поддержал акцию «450 добрых дел Астрахани», организованную министерством социального развития и труда.
     Школа аниматоров позволяет создать условия для самореализации личности будущих специалистов в области социально-педагогической работы с детьми и молодёжью. Создание этой школы позволило нам организовать для населения такие мероприятия, как театрализованные представления в детском доме с. Сасыколи Харабалинского района, летний оздоровительный  лагерь для детей-сирот «Берёзка», новогодние праздники для детей из малоимущих семей Астрахани, научно-методические семинары в образовательных учреждениях, национальные недели (совместно с Центром мультикультурных детских инициатив ОГОУ ДОД «Областной центр развития творчества детей и юношества»), праздник Защитника Отечества для жителей Трусовского района Астрахани и др.
     Сегодня в Школе аниматоров реализуется новый интересный проект. Студенты факультета педагогики и социальной работы совместно с Государственным предприятием «Астраханькнига» и агентством по печати и информационным коммуникациям Астраханской области организовали культурно-просветительский салон. Основная цель его работы – популяризация художественной, научной и исторической литературы среди детей. В салоне планируется проведение тематических вечеров, посвящённых знаменательным датам России, а также организация анимационной игровой площадки в сквере им. А.С. Пушкина для детей от 2 до 12 лет. Ждём всех в течение летних школьных каникул каждые вторник, четверг, пятницу и субботу с 10.00 до 12.00!
     И ещё. В этом году на нашем факультете был организован Центр социальной помощи населению, целью работы которого является оказание адресной социальной, психологической и педагогической помощи населению. Здесь трудятся преподаватели кафедры социальной педагогики и психологии, а также студенческие команды. Это достаточно молодая структура, но уже есть конкретные результаты. Нескольким семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, мы помогли устроить детей в учебные заведения, восстановить документы, встать в очередь на получение жилья.  
     – Ваши студенты очень активно участвуют в факультетских, да и общеуниверситетских мероприятиях, демонстрируя при этом различные таланты…
     – Позволю себе уточнить: в активе наших студентов участие не только в факультетских и общеуниверситетских мероприятиях. За помощью в организации праздников к нам обращаются городские и областные органы власти. В нашей копилке таких мероприятий много: организация открытых площадок для детей в парке «Аркадия» на праздновании 450-летия Астрахани, создание весеннего настроения на избирательных участках на выборах президента России в 2007 году «Астрахань встречает весну» и др.
     Факультет гордится своими звёздами. Перечислю их: Корнелия Манго, обладательница титула «Мисс Астрахань – 2008» Э. Ельчининова; обладательница титула «Мисс талант» в конкурсе «Татарочка – 2009» А. Ахмедова; победители конкурса «Мисс и мистер студенчество АГУ – 2009» А. Ахмедова и К. Бутенко; лауреаты фестиваля «Студенческая весна – 2007, 2008, 2009» А. Сиротова, А. Гафурова, А. Вотякова, А. Ахмедова; губернаторский стипендиат, обладатель президентского гранта по поддержки талантливой молодёжи, четырёхкратный стипендиат Астраханской области, трёхкратный лауреат международного конкурса «Сияние звёзд» (Москва), двукратный лауреат международного конкурса «Золотой феникс», шестикратный лауреат конкурса «Золотой ключик» А. Вотякова; дипломант международного конкурса «Созвездие – 2003» (Казань), дипломант тюркского фестиваля (Ялта), трёхкратный лауреат первой степени конкурса «Золотой ключик» А. Гафурова; дипломант первой степени конкурса «Астрахань студенческая» А. Измаилов; двукратная чемпионка мира и Европы, многократная чемпионка России по кикбоксингу Г. Рудакова. Добавлю, что эти талантливые ребята, как правило, учатся на «отлично», получая образование социальных педагогов, социальных работников и, конечно же, организаторов работы с молодёжью.
     Нам положено быть активными, ведь ребята получают социальные профессии!
     – Не могу не попросить рассказать поподробнее об одной студентке, которая известна далеко за пределами вуза…
     – О Корнелии Манго?
     – Да!
     – Корнелия очень талантливый и образованный человек, любит учиться, постигать новое. Она великолепно рисует, много читает, ну а как она поёт – не мне рассказывать! С ней очень приятно общаться. Она очень хорошо воспитана, уважительна к старшим, безумно любит детей. У неё есть уникальная способность располагать к себе людей. При всей своей загруженности Корнелия участвует в наших благотворительных акциях, поёт для наших студентов и обездоленных детей. Вы заметили, сколько раз я употребила слово «очень»? Оно точно характеризует Корнелию Манго.
     – Между вашим факультетом и Университетом г. Зигена (Германия) существует несколько направлений взаимодействия: обмен преподавателями и студентами, проведение совместных конференций и семинаров...
     – Всё это – результат успешного претворения в жизнь соглашения о сотрудничестве, заключённого между нашими университетами. Расскажу о том, что нам уже удалось сделать в этом направлении.
     В 2007 году в Университете г. Зигена проходил обучающий семинар «Реинтеграция преступников в Германии». Студенты АГУ специальностей «Социальная педагогика», «Социальная работа» и «Организация работы с молодёжью» совместно с немецкими будущими социальными работниками изучали систему реинтеграции преступников в Германии. Нашим студентам читали лекции по теме семинара доктора наук Фрешли и Рита Глодер-Флендер, а также дипломированные социальные работники системы ювенальной юстиции Германии. Мы посещали учреждения по реинтеграции условно осуждённых, присутствовали на настоящих судебных процессах по уголовным делам и познакомились с деятельностью социальных работников в ходе судебного процесса. Мы даже побывали в тюрьме г. Зигбурта, где смогли оценить условия пребывания заключённых и особенности работы социальных работников и социальных педагогов с этим контингентом. Одно из самых ярких впечатлений – обед в немецкой тюрьме. Скажу честно, не в каждом российском кафе готовят так много и так вкусно. А ещё немецкие коллеги организовали великолепные экскурсионные программы для наших студентов: мы побывали во Франкфурте-на-Майне, Дюссельдорфе, Кёльне.
     В октябре 2007 года уже в Астрахани кафедрой социальной педагогики и психологии нашего университета был проведён второй обучающий семинар «Реинтеграция совершивших преступления в России», в котором приняли участие 15 студентов из Зигена и 57 студентов АГУ. Для гостей была подготовлена очень насыщенная и интересная программа. В нашу тюрьму мы, конечно, не ходили: боялись, что немецкие студенты получат «культурный шок», – но зато гости познакомились с опытом работы отделов по делам несовершеннолетних МВД России, уголовной исполнительной инспекции наказания Кировского района г. Астрахани и посетили заседания по гражданским делам в областном суде. Кафедра социальной педагогики и психологии АГУ совместно с министерством социального развития и труда провела Международную научно-практическую конференцию «Социальная работа и социальная педагогика в России и Германии: ведущие тенденции и динамика их развития», в которой также приняли участие гости из Зигена: декан психолого-педагогического факультета Сабина Херинг, заместитель начальника ведомства по делам молодёжи Ханс-Херман Вебер.
     В октябре 2008 года кафедра социальной педагогики и психологии организовала совместный семинар «Мультикультурная работа социального педагога в Германии и России», который проходил в 2 этапа. На первом этапе был изучен опыт мультикультурной работы социального педагога в Астрахани, на втором этапе – в Зигене. Эта работа породила новый интересный проект. Весной 2009 года к нам впервые приехали 3 будущих социальных работника из Зигена, которые будут писать выпускные квалификационные работы под моим руководством. Я не стала навязывать нашу методику научных исследований, а попыталась понять требования немецкой научной школы. Мне очень понравилась конкретная практическая направленность немецких студенческих исследований. Этот опыт я непременно буду использовать в работе со своими выпускниками. Защита этих совместных проектов состоится в Германии в следующем учебном году. Надеюсь, что она пройдёт успешно.
     В ближайшее время в Астрахани состоится очередной совместный научно-обучающий международный семинар «Реинтеграция правонарушителей: профилактика делинкветного поведения в России и Германии». На нём планируются выступления министра социального развития и труда Е.А. Лукьяненко, ведущего специалиста отдела по организации социального обслуживания, социальной реабилитации, социальной поддержки населения министерства социального развития и труда Л.А. Свиридовой (кстати, нашей выпускницы прошлого года). Студенты также познакомятся с интересным опытом по экономической адаптации детей в загородном лагере для детей-сирот и инвалидов «Берёзка». Н.А Александрова, директор Комплексного центра социального обслуживания «Семья», представит совершено новый для Астрахани опыт работы участковых социальных работников Советского района с неблагополучными семьями.
     В октябре 13 наших студентов отправятся в Университет г. Зигена, чтобы познакомиться с немецкой системой профилактики правонарушений.
     – Ограничивается ли международная деятельность вашего факультета сотрудничеством с Университетом г. Зигена?
     – Конечно, нет. Летом 2007 года преподаватели, магистранты, аспиранты и студенты кафедры социальной педагогики и психологии прошли курсы повышения квалификации в Высшей Народной школе г. Кариса (Финляндия) в рамках программы «Болонский процесс: проблемы реализации» и получили сертификаты «The Road to the Bologna Process».
     В октябре 2008 года была организована Международная научно-практическая конференция «Мультикультурное образование: состояние и перспективы», в которой приняли участие декан педагогического факультета Александрийского университета (Египет) доктор Чариб Шебель и профессор того же университета доктор Шаробим Хеба.
     – Охарактеризуйте научную деятельность вашего факультета.
     – Думаю, что это тема отдельного интервью, поскольку на нашем факультете очень серьёзно разрабатывается несколько научных направлений, которыми руководят профессор Л.Н. Давыдова, профессор В.И. Волынкин и я. Обозначу лишь некоторые аспекты.
     На кафедре социальной педагогики и психологии все преподаватели имеют как минимум степень кандидата наук и звание доцента, на кафедре педагогики и предметных технологий 67 % «остепенённых» преподавателей. Всего на факультете работают 7 докторов наук, 4 из них являются штатными преподавателями.
     Факультет постоянно организует международные и всероссийские научно-практические конференции и семинары. Более 30 человек учатся в аспирантуре. За последние пять лет преподавателями и аспирантами факультета защищено 3 докторских и 20 кандидатских диссертаций, издано 12 монографий, 6 учебных пособий.
     Вот уже второй год доктор педагогических наук, профессор Л.Н. Давыдова ведёт работу по проекту «Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями» в рамках программы TEMPUS.
В 2009 году я и доцент Р.Х. Кузнецова получили грант РГНФ «Перспективы развития региональной политики помощи социокультурной адаптации подростков-мигрантов в системе взаимодействия субъектов мультикультурного образовательного пространства».
     – А каковы научные достижения студентов факультета педагогики и социальной работы?
     – В 2005 году на базе Уральского государственного педагогического университета проходила Всероссийская студенческая олимпиада по специальности «Социальная педагогика». Команда АГУ заняла II место в конкурсе «Тестирование», III место – в конкурсе капитанов «Скорая юридическая помощь». Кроме того, наши студенты были награждены дипломами за высокий уровень креативности в решении социально-педагогических проблем и активное участие.
     В 2006–2007 учебном году магистранты социальной педагогики Е. Шатохина, Т. Плотникова и П. Мирзоева приняли участие  в открытом конкурсе на лучшую научную работу студентов вузов по естественным, техническим и гуманитарным наукам по направлению «Педагогика и методика преподавания дисциплин» на тему «Концепция Центра мультикультурных детских инициатив» и были награждены дипломами РГПУ им. А.И. Герцена.
     В III туре Всероссийской студенческой олимпиады, которая проходила в ноябре 2007 года в Историко-социологическом институте МГУ им. Н.М. Огарёва (Саранск), О. Базалий, студентка специальности «Социальная работа», заняла первое место в конкурсе «ЭРУДИТ» (тестирование), а в конкурсе «Символ социальной защиты семьи» команда АГУ стала третьей.
     В 2008 году студентка 5 курса специальности «Социальная работа» У. Утемисова победила во Всероссийском конкурсе на лучшую студенческую работу по профилактике наркомании и наркотизации. Аспирантка А.С. Джакупова в этом же конкурсе заняла третье место.
     Студенты 2–4 курсов специальностей «Организация работы с молодёжью», «Социальная работа», «Социальная педагогика» выиграли грант  по программе «У.М.Н.И.К.» с проектом «Кремлёнок». Это обучающая компьютерная игра для детей, желающих знать историю Астраханского кремля.
     Во Всемирный день здоровья Антинаркотическая комиссия Астраханской области и Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Астраханской области проводили межвузовскую студенческую конференцию «Здоровье — дорога в будущее», в которой принимали активное участие наши студенты. По итогам конференции будущий социальный педагог Е. Шигаева и будущий магистр социальной педагогики Т. Коноплёва получили свидетельства об участии в межвузовской конференции, а будущих социальных педагогов пригласили принять участие в издании сборника материалов по профилактике наркомании.
     – Вы входите в Общественный совет по профилактике семейного неблагополучия. Что Вам как декану и возглавляемому Вами факультету это даёт?
     – Общественный совет, созданный при министерстве социального развития и труда Астраханской области, призван усилить взаимодействие всех структур общества и способствовать решению проблем профилактики семейного неблагополучия. Организация деятельности этого совета является серьёзным превентивным мероприятием, особенно в кризисный период развития нашего общества. Экономические потрясения в нашей стране, безусловно, отразятся и на благополучии семей Астраханской области.
     Приглашение войти в этот совет я расцениваю как высокую оценку социальной деятельности факультета. Мы уже провели для студентов, желающих попробовать себя в реальном деле, получить опыт работы по профессии ещё на студенческой скамье, совместный с министерством социального развития и труда информационно-обучающий семинар. Его целью было создание проектных студенческих групп участковых социальных работников. Студенты, вошедшие в проектные группы, будут проходить практику в различных учреждениях, подведомственных министерству социального развития и труда Астраханской области. Ведь участие в таких проектных группах –  это хорошая стартовая площадка для будущей карьеры.
     – Ваш факультет настолько активен, что впору переименовать его в факультет педагогики и очень активной социальной работы!
     – Очень лестная оценка нашей деятельности! Не скрою, она мне по душе. Как у нас получается? Я просто точно знаю, что нельзя научиться плавать, не войдя в воду. На берегу можно только написать диссертацию «Как научиться плавать». У меня другая позиция: всех за борт, в воду, а там выживет только тот, кто лапками будет активно двигать. Жестоко? А иначе мы не получим конкурентоспособных специалистов. Да и утонуть не дадим, вытащим, обсушим, подскажем, где ошибся, и опять туда. Не бывает необучаемых, неактивных студентов, бывают брошенные студенты.
     И ещё. Наша активность активно (извините за тавтологию) поддерживается руководством нашего университета, а также нашими добрыми друзьями – министром социального развития и труда Астраханской области Е.А. Лукьяненко, директором лагеря для детей-сирот «Берёзка» Р.А. Фитерманом, директором реабилитационного центра «Тинаки» И.А. Брынцевой, начальником агентства по делам молодёжи М.Р. Резаковым, директором Центра детского и юношеского творчества Астраханской области Н.М. Коновой, заместителем министра социального развития и труда Р.А. Азизовым. Я им искренне благодарна за понимание того, что подготовка специалистов для социальной сферы невозможна без участия самого общества!
     – Ваши планы?
     – При столь активной социальной жизни на нашем факультете «остаться в живых», надеюсь,  сможем. Корнелия же смогла! Есть на кого равняться. А если серьёзно, планов очень много.
     Сейчас мы ведём работу по открытию бакалавриата и магистратуры по специальной дошкольной педагогике и психологии, а также магистратуры по социальной работе. Уже в следующем году будущие специалисты по организации работы с молодёжью получат возможность специализироваться по таким направлениям, как менеджмент в социокультурной сфере, пиар и реклама в молодёжной сфере. В перспективе думаем над открытием специальностей «Социально-культурная деятельность» и «Учитель-логопед».
     Получено согласие на открытие совместной магистратуры по социальной работе с университетом г. Александрия (Египет), ведётся работа по открытию совместной магистратуры с Университетом г. Зигена.
     В планах «захват» анимационных площадок в Египте – это направление уже обсуждалось с коллегами из Александрийского университета. Будем надеяться, что скоро наши студенты получат великолепную возможность поработать и, разумеется, отдохнуть в египетских отелях.
     Так что пытаемся расширять свои горизонты и ждём новых звёзд на нашем факультете! Хочу пожелать тем, кто сегодня выбирает свой жизненный путь: выбирайте сердцем, выбирайте то, что вам по душе, и тогда точно – не ошибётесь.
 
      Беседовала Г.В. Белякова, главный редактор
 Официального интернет-портала АГУ