Современные тенденции в адаптивном образовании обсудили в АГУ
В Астраханском госуниверситете по инициативе кафедры английской филологии состоялся научный семинар, посвящённый актуальной во всём мире проблеме инклюзивного образования для обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Лица с ограниченными возможностями здоровья, независимо от причины, природы и серьёзности отклонений, являются абсолютно полноправными гражданами любой страны. И основная задача, стоящая перед государством и обществом в отношении таких детей, заключается в создании условий и оказании помощи в их социальной реабилитации и адаптации и подготовке к полноценной жизни в обществе.
Семинар «Современные тенденции в адаптивном образовании» открыла профессор кафедры английской филологии АГУ Елена Горбачёва. По её словам, актуальность темы адаптивности в образовании объясняется необходимостью сделать современный учебный процесс индивидуализированным. Во исполнение ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены доступом к образованию с учётом их потребностей и индивидуальных возможностей.
Магистрантка первого года обучения по направлению «педагогическое образование» Александра Дёмина выступила с докладом, посвящённым опыту реализации инклюзивного высшего образования в зарубежных странах. Проведя сравнительный анализ этих систем в странах Европы и США, девушка выделила факторы доступности образования для студентов с инвалидностью. Это и закрепление на законодательном уровне права на поступление в высшие учебные заведения людей с инвалидностью, и оказание финансовой поддержки, и наличие структурного подразделения, занимающегося организацией и сопровождением обучения студентов с инвалидностью, а также организация академического сопровождения и иной социально-педагогической поддержки.
Преподаватель Южно-Казахстанского государственного педагогического университета Айнаш Аширбаева поделилась особенностями развития инклюзивного образования в Республике Казахстан, в частности, рассказала о том, какие условия создаются для развития и воспитания детей с особыми образовательными потребностями в настоящий момент. Интересно было узнать, что в Казахстане функционирует единственный в странах СНГ научно-практический центр развития специального инклюзивного образования.
Приглашённый эксперт — клинический психолог, нейропсихолог, дефектолог Лузанна Кузнецова познакомила участников семинара с некоторыми аспектами психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и открыла дискуссию, касающуюся вопросов оказания помощи подобного рода семье. Этой же темы коснулся и другой приглашённый эксперт — психолог Максим Степанов. Он поделился своим опытом работы с детьми с ОВЗ, сделав акцент на важности участия семьи в процессе их социализации.
Особого внимания заслуживает доклад старшего преподавателя кафедры романской филологии АГУ Бьянки Марии Балестры, которая подробно рассказала о том, как работают с детьми с ОВЗ в школах Италии, начиная от выявления индивидуальных потребностей таких детей и заканчивая реализацией программ инклюзивного образования в конкретной школе.
Продолжила обсуждение темы обучения детей с ОВЗ в рамках общеобразовательной школы Айгуль Галимзанова, социальный педагог, педагог-психолог Красноярской СОШ № 1, в которой реализуется обучение таких детей по двум схемам: инклюзивное обучение и воспитание детей с ОВЗ в общеобразовательном классе и обучение и воспитание детей с ОВЗ на дому по индивидуальным образовательным программам.
Завершили работу научного семинара представители Каспийской высшей школы перевода АГУ Ульяна Савельева, Юлия Полякова и Валентина Алексеенко, рассказавшие о колоссальной работе, проделанной ими в русле создания доступной лингвистической среды в Астраханской области, о многочисленных проектах прикладного характера, включая тифлокомментирование, освоение русского жестового языка и запуск курса «Основы РЖЯ и изучение культуры сообщества глухих», а также подготовку обучающих видео по считыванию тактильной речи.
Подведя итоги встречи и приняв во внимание большой интерес к заявленной теме со стороны студентов факультета иностранных языков, организаторы семинара приняли решение продолжить обсуждение вопросов доступности образования для всех и социализации ребят с ограниченными возможностями здоровья на последующих семинарах совместно с КВШП.