Форум «Каспий 2023»: открытая дискуссия «Коммуникация университета: открытый разговор о роли и возможностях медиа и социальных сетей»

29.05.2023
Форум «Каспий 2023»: открытая дискуссия «Коммуникация университета: открытый разговор о роли и возможностях медиа и социальных сетей»

В Астраханском государственном университете имени В. Н. Татищева проходит международное научное мероприятие. На площадке центра «Учитель будущего» спикеры обсудили роль коммуникации в образовании и умения грамотно работать на различных медиаплощадках.

К мероприятию присоединились участники форума, работники медиаслужб вузов, преподаватели, журналисты, студенты. Модератором дискуссии стал научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика», член Общественного совета при Минобрнауки РФ Евгений Сжёнов. Рассуждая о роли коммуникации, спикер обратил внимание на важность создания образа вуза в медиапространстве.

«Университет сегодня — это сердце, один из самых главных драйверов не только региона, макрорегиона, но и всей страны. Без него у нас не будет того самого технологического суверенитета и научно-технологического прорыва», — сказал он.

Президент благотворительного фонда «Система», член-корреспондент РАО Лариса Пастухова рассказала о конкурсе «Моя страна — моя Россия», отметив, что этому проекту уже 20 лет, а это значит, что через него прошло не одно поколение. Спикер также обратила внимание собравшихся на миссии, которыми живёт университет.

«Особенно эти миссии проявляются на региональном уровне, и если брать Астраханский регион, то здесь образовательных организаций меньше, и в этом смысле вуз становится, с одной стороны, центром, где у молодых людей есть возможность получить новые знания, познакомиться с экспертным сообществом, сделать шаги в свою профессию и заниматься наукой. А с другой стороны, есть ещё одна ключевая составляющая, которая необходима региону, — это общественно-гражданская миссия. Всё это требует нового уровня коммуникации», — сказала Лариса Пастухова.

Важным для всех пресс-служб вузов является рейтинг M-Rate, который выходит каждый месяц и показывает эффективность их коммуникационной деятельности по трём крупным направлениям: СМИ, социальные сети и сайт. Заместитель директора департамента информационной политики и комплексной безопасности Минобрнауки России Анна Гуреева обратила внимание на хорошие результаты АГУ.

«Отмечу, что у Астраханского госуниверситета за последний год показатели количества статей выросли в три раза, просмотры увеличились в два раза, а количество подписчиков выросло на 20 %», — сказала она.

Вторым моментом, о котором сказала Анна Гуреева, стала работа со молодёжными медиа вузов:

«Мы запустили порядка 10 региональных площадок студенческих СМИ. Это очень важный инструмент как для самого вуза, так и для студентов».

Директор по коммуникациям президентской платформы «Россия — страна возможностей» Сергей Коляда обратил внимание на важность использования новых инструментов в коммуникации:

«В настоящее время даже сельская газета трансформировалась и стала медиахолдингом, имея свой сайт, соцсети, телеграм-канал, подкасты. Это надо учитывать. В погоне за вниманием очень трудно сделать так, чтобы люди увидели наш контент. Сейчас важно использовать все инструменты и работать на единую задачу».

О языке коммуникации сказала ректор Государственного института русского языка имени А. С. Пушкина Наталья Трухановская.

«Владение русским языком важно не только с точки зрения погружения в русскую культуру, но и для того, чтобы быть конкурентоспособным на экономическом рынке и рынке труда. По результатам нашего исследования „Индекс положения русского языка в мире“ русский язык по совокупности критериев занимает по-прежнему пятое место из всех глобальных мировых языков. Что касается СМИ и научной коммуникации, то по количеству научных публикаций и материалов в средствах массовой информации русский язык занимает второе и пятое места среди популярных языков», — отметила спикер.

Директор департамента — куратор событийных мероприятий Российского общества «Знание» Ирина Карих считает, что для того чтобы стать интересным в социальных сетях, нужно в первую очередь задумываться о качестве контента:

«Самая главная наша задача — это делать знания интересными и доступными для каждого жителя нашей страны, и здесь наш основной партнёр — это образовательная организация. Мы очень много можем говорить про формат, но, прежде всего, речь о смысле и содержании».

Она подчеркнула, что целью участия в открытой дискуссии является поддержка молодых людей в развитии медийных возможностей.

«Российское общество „Знание“ готово сотрудничать с каждым для совместного создания качественного контента», — отметила Ирина Карих.

О том, что на базе АГУ будет открыт научный центр РАО, напомнила советник президента Российской академии образования — куратор медиаслужбы Ксения Колесникова.

«В РАО огромное внимание уделяется медиакоммуникации. Здесь очень важно находить заинтересованных партнёров и вступать с ними в коллаборацию. Очень здорово, что Российская академия образования заключила соглашение с АГУ о создании научного центра РАО на базе вуза.

Людям, которые делают смыслы, не хватает людей, которые эти смыслы дают. Мне кажется, что наши регионы этим очень сильны», — сказала она.

Руководитель площадки «ТопБЛОГ» Дмитрий Бексромный рассказал о стратегии развития медиапроектов и подборе инструментов для этого:

«Одна из наших миссий — вооружить актуальным инструментарием преподавателей, учёных, аспирантов и всех людей, которые задействованы в индустрии и отрасли образования, чтобы они обладали навыками научной популяризации. Это приведёт к появлению полезных блогов про университеты и знания».

Итоги дискуссии подвёл Константин Маркелов. Евгений Сжёнов обратил внимание на то, что ректор АГУ и сам активно ведёт социальные сети, в частности свой телеграм-канал.

«Чтобы нас услышали, нужно общаться на тех площадках, где нами интересуются, на том языке, на котором нас хотят слышать, и теми смыслами, которые должны быть», — отметил Константин Маркелов.

Управление по информационной политике и связям с общественностью