Один день c иностранными студентами

09.02.2011
Один день c иностранными студентами

Своё новое путешествие мы совершили по одному из самых интересных  структурных подразделений АГУ – факультету довузовской подготовки иностранных граждан (ФДПИГ)

     Этот факультет примечателен,  прежде всего, тем, что люди, обучающиеся там, разные не только в общепринятом смысле этого слова – ведь для того чтобы постигнуть «великий и могучий», они приехали в Астрахань из самых отдалённых стран мира…
 
Знакомство
     ФДПИГ – сравнительно молодое структурное подразделение нашего вуза. Факультет образован в 2005 году, но уже известен во многих странах. Здесь ведётся подготовка иностранных абитуриентов к поступлению в АГУ, аспиранты проходят языковую стажировку, а желающие повысить уровень владения русским языком занимаются на индивидуальных курсах. Также на факультете организуется тестирование для получения российского гражданства: этим занимается Центр международного образования, входящий в состав ФДПИГ.
     Нас интересует самый широкий круг вопросов: от особенностей организации обучения на факультете и трудностей, с которыми сталкиваются преподаватели и сами «довузовцы», до «географии» студентов, изучающих русский язык в нашем университете. За ответами мы обратились к декану Н.Ю. Санниковой и ведущему специалисту Н.В. Лукиной, которые, несмотря на свою занятость, встречают нас улыбкой и готовы всё разъяснить и показать.
     Сначала мы решили узнать, из каких стран приезжают иностранцы в АГУ и каков срок их обучения. «В этом году у нас обучаются студенты из Узбекистана, Туркменистана, Чада, Турции, Марокко, Гвинеи-Бисау, аспиранты из Бангладеш, Египта, Вьетнама, Кот-д’Ивуара. Срок обучения составляет год или полтора, в зависимости от того, когда они прибыли в Астрахань – в начале или в середине учебного года», – рассказывает Наталия Юрьевна. «Для студентов разрабатываются специальные методики обучения, в первом семестре изучается курс «Русский язык (общее владение)», во втором начинается предпрофильная подготовка, в частности, вводятся дисциплины «Язык специальности», «Физика», «Математика», «История», «Обществознание», «Химия» и другие предметы в зависимости от профиля подготовки», – отмечает Наталия Владимировна.
     По словам сотрудников деканата, на факультете созданы все условия не только для аудиторной, но и для самостоятельной работы: организуются тренинги в лингафонном кабинете, где в свободное от основных занятий время можно под руководством преподавателей совершенствовать навыки практической речи с помощью специальных медиакурсов.
     На наш вопрос «Почему молодые люди и девушки из стран ближнего и дальнего зарубежья решили получить образование именно в АГУ?» Н.В. Лукина отвечает: «А об этом лучше спросите самих студентов. Вы сможете пообщаться с ними, когда будете присутствовать на занятиях».
     Оказывается, для нас разработали специальный «экскурсионный маршрут». Ну что же, отправляемся учить русский язык!
 
Фонетический практикум: музыкальная пауза
     В аудитории нас встречает ассистент кафедры гуманитарных дисциплин, главный специалист Центра международного образования В.А. Думназева. Занятие начинается. Домашним заданием было разучивание детских песенок, самой любимой из которых оказалась «Чунга-чанга». А вот наиболее трудной задачей для иностранных «вокалистов» стал… «Голубой вагон». Оказывается, некоторые слова этой песни очень сложны для выговаривания, и, для того чтобы справиться с этой проблемой, Вера Алексеевна предлагает прослушать аудиокассету, потренироваться в произношении звуков [г], [к], [х], [ш’], [ш], [ч] и расстановке ударений, а затем приступить к написанию диктанта, который чуть позже студенты проверят сами по учебнику. Специалисты считают, что такой вид работы развивает орфографическую зоркость.
     За несколько минут до окончания занятия «довузовцы» снова поют песни, но теперь выполнение этого задания проходит в виде увлекательного соревнования между двумя командами.
 
Русский язык (общее владение): кто такая котка?
     Ещё одно занятие, на котором нам удалось поприсутствовать, проводит декан Н.Ю. Санникова. Начинается оно традиционно, с проверки домашнего задания. Следующий этап – освоение нового материала. Учебная информация преподносится в игровой форме. Тема, изучению которой посвящено занятие, покажется элементарной любому русскому ребёнку: «Словообразование существительных. Наименования лиц по профессии, взрослых и невзрослых животных». А вот студенты-иностранцы предлагают самые «экзотические» варианты (коткотка, козёл – козёлка, собака – собакёнок). Радостные улыбки долго не сходят с лиц студентов, когда им удаётся правильно «смоделировать» русские производные.
 
У нас пополнение
     Подходит время четвёртой пары. На занятиях у Н.В. Лукиной группа повторяет русские скороговорки, песни, изучает синтаксический строй простого предложения. А нам Наталия Владимировна даёт возможность познакомиться с недавно прибывшими студентами. Ребята из Туркменистана очень весёлые, доброжелательные, сразу нашли общий язык и с сокурсниками, и с нами. Почему же они решили учить русский язык? Азизбек Юсупов удивил нас своим ответом: оказывается, в Туркменистане для того чтобы устроиться на престижную работу, нужно знать именно русский.
     Когда же мы спросили, почему иностранные студенты выбрали АГУ и откуда они узнали про ФДПИГ, большинство из них ответили, что решающую роль сыграли рекомендации родственников, друзей и знакомых, которые здесь обучались или учатся сейчас. У иностранцев, получивших диплом нашего университета, появляются большие возможности для продолжения образования и трудоустройства. По словам молодых людей, в нашем вузе им очень нравится. Они живут в благоустроенных комнатах комфортабельного общежития, а студенты-астраханцы помогают им в учёбе и адаптации к российской действительности.
     «Но студенческая жизнь – это не только учебные занятия. Наши учащиеся знакомятся с достопримечательностями Астрахани, посещают музеи и театры, участвуют в факультетских мероприятиях, посвящённых знаменательным датам России, и имеют возможность рассказать всем желающим о традициях, обрядах и национальных праздниках своих стран», – отмечает Н.Ю. Санникова.
     Мы благодарим декана и преподавателей за предоставленную возможность поприсутствовать на занятиях и пообщаться с их подопечными, а студентам желаем успехов в освоении такого непростого, но (с классиком не поспоришь!) «великого и могучего» русского языка.
 
Текст  Инновационная лаборатория информационной лингвистики
Фото факультет довузовской подготовки иностранных граждан