Один день с ...
15.02.2011
… деканом аграрного факультета Астраханского государственного университета Надеждой Михайловной Семчук
Знакомьтесь: Н.М. Семчук, доктор педагогических наук, профессор, автор более 200 научных работ.
Знакомьтесь: аграрный факультет. Подготовка на факультете осуществляется по следующим специальностям и направлениям: «Агрономия», «Зоотехния», «Почвоведение», «Ветеринария», «Механизация сельского хозяйства», «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции», «Экономика и управление на предприятии АПК», «Агроинженерия», «Землеустройство и кадастры», «Природообустройство и водопользование». Количество студентов – 822. Количество докторов наук – 18, кандидатов наук – 19.
9.00: Аграрная семья
Рабочий день декана начинается с приёма посетителей. Студенты, их родители, преподаватели по очереди заходят в её кабинет, советуются, решают проблемы, жалуются. Надежда Михайловна всех принимает, внимательно выслушивает и старается помочь. «Мы одна большая семья, – замечает она. – У нас и учатся семьями: родители, видя, что старшие дети довольны учёбой, приводят к нам младших. Да что там семьи! Порой и целые сёла получают образование именно у нас».
Моё внимание привлекает стена, завешанная фотографиями студентов. «А это наша добрая традиция: каждый выпуск дарит на память общий снимок. Да и без фотографий мы их не забываем: выпускники не теряют связи с факультетом, приходят к нам со своими радостями и проблемами. Всё, как в настоящей семье», – комментирует наша героиня. Надежда Михайловна, конечно же, занимает в этой семье почётное место любящей, иногда строгой мамы.
С удивлением обнаруживаю среди фотографий свадебные. «На нашем факультете уже пять пар оформили свои отношения, это моя гордость», – поясняет декан.
У вас ещё не появилось желание учиться на этом факультете?! Тогда продолжу…
10.00: Домик в деревне
Н.М. Семчук предлагает отправиться вместе с ней в посёлок Начало, где расположен учебный корпус аграрного факультета. По дороге Надежда Михайловна рассказывает о студенческих практиках. Учебные проводятся на 1–3 курсах под руководством преподавателей, это выездные занятия: у механизаторов – в мастерских и на полигоне, у агрономов – в полях, у зоотехников – на фермах, у экономистов – на предприятиях АПК и др.
Ещё более разнообразны производственные практики на 4–5 курсах, предусматривающие работу студента в качестве стажёра на предприятии. Именно они дают опыт работы, там собираются материалы для дипломных исследований. Надежда Михайловна смеётся: «Я пугаю своих первокурсников, говорю им: «Если вы за время учёбы не пройдёте зарубежную практику, диплом не получите». Это, конечно, шутка, но бесспорно, что использование опыта западных фермеров научит, как сделать аграрный сектор России престижным и доходным. На факультете есть и такие студенты, которые уже дважды побывали на стажировке в Германии или во Франции: это Асхат Кушербаев, Нургали Альсеитов, Наталья Москитина и др. География зарубежных стажировок достаточно широка: Германия, Франция, США, Великобритания, Финляндия, Бельгия. «Сейчас мы работаем над расширением предложений для студенческой практики: ищем новых партнёров, новые программы», – делится Надежда Михайловна.
Практические навыки студенты могут получить и во время занятий. Будущие ветеринары, например, с первого курса ассистируют на операциях в частных клиниках и на областной ветеринарной станции. Кроме того, преподаватели поддерживают желание ребят работать параллельно с учёбой. Декан аграрного факультета убеждена, что такие студенты лучше относятся к образовательному процессу: они начинают понимать, насколько важны теоретические знания в профессиональной деятельности. Надежда Михайловна говорит о том, что выпускники аграрного факультета востребованы на рынке труда, так как грамотных специалистов сельскому хозяйству не хватает. К тому же одной из особенностей подготовки на факультете является бизнес-ориентированное обучение. «Специалист должен уметь организовать своё дело, мы учим наших ребят этому: они составляют бизнес-планы, проводят маркетинговые исследования», – рассказывает Надежда Михайловна.
За увлекательной беседой я и не заметила, как мы добрались до учебного корпуса. От опасений по поводу того, что «домик в деревне» (так его ласково называют студенты и преподаватели) расположен достаточно далеко, не осталось и следа: попасть к месту назначения можно на университетском автобусе, который ходит по расписанию. Да уж, возможность ездить вместе со всем факультетом на занятия и учиться на свежем воздухе есть не у каждого!
В связи с тем что будущие аграрии занимаются за городом, у них появляется больше возможностей для того, чтобы ставить опыты, проводить исследования (всё, что для этого нужно – в буквальном смысле у них под ногами): ребята выращивают различные культуры, изучают особенности почвы и т.д. Студенты уже на втором курсе определяются с научными интересами и активно занимаются исследовательской деятельностью. Многие к моменту окончания университета имеют несколько публикаций, но кто-то на этом не останавливается: ежегодно несколько выпускников становятся аспирантами.
Мы оказались на аграрном факультете во время каникул, казалось бы, нас должна была встретить непривычная для университета тишина. Ан нет, студенты-заочники, взволнованные и немного растерянные, сдают государственные экзамены. Надежда Михайловна желает им ни пуха ни пера, она не сомневается, что у них всё получится.
Осматриваю аудитории и понимаю, что на этом факультете царит атмосфера настоящей науки, каждый кабинет завораживает: огромные микроскопы, холодильник с хранящимися в нём микроорганизмами, засушенные образцы растений, выращенных самими студентами, – чего здесь только не встретишь! Уезжать не хочется, но Надежда Михайловна спешит на совещание в главный корпус университета.
12.00: Тепличному комплексу быть!
Наш университет в 2010 году выиграл грант на покупку оборудования для девяти научно-образовательных центров. Среди них – два для сельскохозяйственных специальностей: тепличный комплекс и мини-цех по переработке молока. В 2011 году будут выделены средства для постройки тепличного комплекса, оснащённого современным оборудованием в посёлке Начало. На совещании у проректора по научной работе И.Ю. Петровой как раз и обсуждался вопрос о выборе фирмы-поставщика, плане-графике постройки и другие технические детали. «Что даст строительство комплекса и мини-цеха аграрному факультету?» – интересуюсь я. «Нельзя стать конкурентоспособным агрономом без овладения новыми технологиями, без освоения лучшего мирового опыта. К сожалению, у нас в области нет ни одной теплицы, соответствующей мировым стандартам: с микроклиматом, капельным орошением, современной автоматикой. Аналогичные фермы в последние два года появились, а вот о подобном комплексе пока только разговоры идут. С постройкой такой теплицы у вуза появится возможность и для трансфера современных агротехнологий, и для проведения научных экспериментов, и для развития малых наукоёмких предприятий. Иными словами, тепличный комплекс позволит обеспечить единство обучения, науки и инноваций», – отвечает Надежда Михайловна.
14.00: В гостях у губернатора
(прогрессивные технологии против «дедовских» методов)
Аграрный факультет давно и активно сотрудничает с министерством сельского хозяйства Астраханской области. Как говорит Надежда Михайловна, это главные «заказчики», без поддержки и инициативы которых факультет и не появился бы: весь набор аграрных специальностей открывался на основе анализа потребностей АПК нашего региона.
Министерство помогает и в организации набора студентов (многие из них учатся по целевым направлениям), и в организации практик, и в трудоустройстве, и даже в формулировке тем дипломных работ.
Надежда Михайловна с благодарностью отзывается о сотрудниках отделов министерства, которые предоставляют преподавателям актуальную информацию. По её словам, это повышает качество обучения и качество научных исследований.
Министерство часто приглашает Н.М. Семчук на различные мероприятия, позволяющие отслеживать современные тенденции в области сельского хозяйства, ведь, как отмечает Надежда Михайловна, информация «из первых уст» позволяет корректировать планы факультета, устанавливать новые контакты, быть более мобильными и востребованными.
На этот раз Надежду Михайловну пригласили на совещание «Агропромышленный комплекс Астраханской области. Итоги работы. Перспективы развития», которое проводил губернатор Астраханской области А.А. Жилкин. В мероприятии приняли участие главы районов, представители сельскохозяйственной кооперации, руководители кредитных организаций, страховых компаний и др. Во время встречи глава региона не раз подчёркивал, что аграрному сектору необходимо внедрять инновационные разработки, становиться «высокорентабельной, динамично развивающейся сферой», а для этого, разумеется, нужны грамотные, инициативные специалисты, владеющие современными технологиями. Н.М. Семчук гарантирует подготовку именно таких кадров.
16.30: Рабочий день продолжается
Наша героиня вновь отправляется в деканат решать текущие проблемы. Да, немало нужно сделать декану, чтобы абитуриенты, поступившие на аграрный факультет, стали квалифицированными специалистами в области сельского хозяйства.
Удачи Вам, уважаемая Надежда Михайловна!
Один день с Н.М. Семчук провела Ю.В. Соловьёва
(Инновационная лаборатория информационной лингвистики)
(Инновационная лаборатория информационной лингвистики)
Фото – www.astrobl.ru,
Инновационная лаборатория информационной лингвистики