«В любом уважающем себя университете должна быть налажена обратная связь со студентами»

06.09.2011
«В любом уважающем себя университете должна быть налажена обратная связь со студентами»

На Официальном интернет-портале Астраханского государственного университета опубликовано интервью с деканом факультета бизнеса и экономики нашего вуза Оксаной Карловной Минёвой и заместителем декана Ольгой Игоревной Гореловой

О.К. Минёва О.И. Горелова

     – Факультет бизнеса и экономики нашего вуза уже 3 года проводит опрос «Преподаватель глазами студентов». Какова цель данного исследования?
     О.К. Минёва: Целью опроса является стремление выявить уровень удовлетворённости обучающихся образовательным процессом. В любом уважающем себя университете должна быть налажена обратная связь со студентами.
     О.И. Горелова: Отмечу, что студенты здесь выступают как потребители образовательных услуг. Мы стремимся быть клиентоориентированной организацией, учитывающей потребности тех, кто обратился к нам как к поставщику данных услуг.
     – Как часто проводится опрос?
     О.И. Горелова: Один раз в семестр, в конце учебного процесса. Именно такой график позволяет получить более точную картину, ведь студент уже прослушал курс, составил целостное представление о профессиональном уровне преподавателя…
     О.К. Минёва: Проведение опроса по окончании курса – это наша принципиальная позиция. Студент, получив рейтинговые баллы, может не волноваться о том, что результаты опроса повлияют на его успеваемость. Кроме того, опрос является анонимным.
     – Студенты оценивают преподавателей по 10 параметрам: «Преподаватель владеет теорией преподаваемой дисциплины», «Ясно, логично, аргументированно и заинтересованно излагается материал»,  «На учебных занятиях предлагается современная научная информация», «Устанавливается необходимый контакт со студентами», «Знания студентов оцениваются объективно» и др. Как формировался набор вопросов?
     О.И. Горелова: У нас было несколько источников. Это анкеты периода советского высшего образования, анкета совместной магистратуры американского Университета Кларка и нашего вуза, а также собственные разработки преподавателей факультета бизнеса и экономики.
     – Совпадали ли ваши персональные оценки себя как преподавателя с тем, как оценивали вас студенты?
     О.И. Горелова: Когда я увидела первый раз себя на вершине рейтинга, меня это обрадовало, но были сомнения: «А не влияет ли на результаты то, что я являюсь представителем деканата?» Впрочем, учитывая анонимность респондентов и стабильность моего рейтинга из семестра в семестр, думаю, можно говорить об объективности. Однако не все оценки, выставленные мне студентами, были высокими. Например, по параметру «Предлагаемая информация значима для подготовки к будущей профессиональной деятельности» они оценили мою работу (я читаю курс экономического анализа для специальности «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит») не очень высоко, а ведь это один из важнейших предметов для их профессионального становления! Причина подобного, на мой взгляд, заключается в том, что студенты ещё не очень точно представляют себе суть своей будущей деятельности. Буду над этим работать!
Знаете, я обратила внимание на то, что группы, в которых хороший психологический климат, как правило, выставляют преподавателям более высокие баллы. Ведь доброжелательные отношения между преподавателем и обучающимися положительно влияют на образовательный процесс: студенты активно участвуют в дискуссии, адекватно воспринимают замечания.
     О.К. Минёва: Ольга Игоревна в конце первого семестра проводит тестирование студентов «Я и моя группа». Анализ его результатов позволяет определить, какой психологический климат сложился в новых микроколлективах. Далее, если выявлены проблемы, мы привлекаем студенческое самоуправление, проводим индивидуальные беседы и, в случае необходимости, переводим студентов в другие группы.
     – А почему была избрана 4-балльная шкала оценивания по каждому параметру?
     О.И. Горелова: Бóльшая шкала (например, 10-балльная) не позволяет студентам быть очень точными в оценивании (разницу, например, между 6 и 7 баллами им объяснить довольно сложно). 4 балла позволяют чётко разграничить позиции: каждый балл соответствует 25 %.
     – Как проходит опрос?
     О.И. Горелова: Сотрудники деканата готовят опросные листы, которые старосты затем раздают в своих группах. Первичная обработка результатов поручается представителям факультетского комитета студенческого самоуправления, а итоги подвожу я. Результаты обсуждаются на заседаниях совета факультета бизнеса и экономики и сообщаются заведующим теми кафедрами, преподаватели которых работают с нашими студентами.
     О.К. Минёва: Уровень объективности возрастает, если анализировать итоги не только одного года. Именно сопоставление мнений разных студентов за несколько лет позволяет получить максимально близкий к  истине результат.
     – Каковы планы на текущий учебный год?
     О.К. Минёва: Мы планируем провести подобный опрос среди студентов, оканчивающих заочное отделение нашего факультета.
     Кроме того, в этом году будут опрашиваться и магистранты, причём здесь мы ждём более взвешенных оценок, так как респондентами станут взрослые, имеющие опыт работы люди. Они точно знают, чего хотят от образования.
    
Беседовала Г.В. Белякова (Инновационная лаборатория
информационной лингвистики)
6.09.2011