Что самое лёгкое в преподавательской и студенческой жизни
18.06.2012
Очередной опрос из серии «Как мы учим? Как мы учимся?» – это попытка найти ответ на вопрос «Что самое лёгкое в студенческой и преподавательской жизни?» Преподаватели и студенты продемонстрировали различное понимание того, что же легко удаётся в рамках двустороннего образовательного процесса
Как ни странно, для обеих категорий опрашиваемых вопрос о «жизненных лёгкостях» оказался достаточно неожиданным и трудным.
Многие студенты считают самыми лёгкими в своей жизни «периоды до сессии». Лёгкость студенческой жизни они объясняют тем, что у них «отсутствует большое количество домашнего задания», «нет родительских собраний, поэтому родители могут и не знать, кто как учится». Кроме того, часть опрошенных полагает, что можно легко «прогуливать пары», «переводиться с факультета на факультет», «сдавать сессию досрочно», «пересдавать экзамен», «играть в КВН», «заниматься в разных секциях».
Однако есть и такие студенты, которые хотят получить во время учёбы «глубокие и прочные знания» и полагают, что «можно легко съездить на учёбу за границу».
Для одного из респондентов важно, что в вузе студенты «могут легко самовыражаться», поскольку «нет униформы».
Мнения студентов о материальной стороне их жизни также разделились. Одни считают, что студентам живётся легко потому, что «не нужно зарабатывать на жизнь самостоятельно», ведь их «содержат родители». Другая же часть опрошенных, напротив, полагает, что лёгкая студенческая жизнь объясняется тем, что «можно совмещать работу и учёбу». Облегчает студенту жизнь «наличие общаги» и «получение стипендии».
Лёгкость преподавательской жизни, считает часть опрошенных, придаёт сам статус педагога, приобретя который можно идти «легко по жизни». «Лёгкой и удобной» делает преподавательскую жизнь и то, что можно «работать не только в университете», «успешно построить карьеру», «развиваться в научной сфере», «участвовать в разных конференциях», «зарабатывать ГРАНДАМИ (орфография оригинала)», «общаться с хорошим коллективом».
Зато другая часть респондентов, рассуждая о жизни педагогов, отмечает, что преподавателям легко, потому что «проводить занятия очень легко», «всё можно читать по готовым лекциям» и «не надо ничего самому учить», «изо дня в день всё одно и то же, и они к этому привыкли». По словам некоторых обучающихся, делает лёгкой преподавательскую жизнь «отсутствие ответственности за студентов», «ненормированный рабочий график» и то, что «у преподавателей большой отпуск» и «они всех знают в институте».
Только один из опрошенных студентов отметил, что в преподавательской жизни самое лёгкое – работать с «уже сформировавшимися личностями».
Преподавательский труд глазами многих педагогов «далеко не прост». Именно поэтому, как показывают результаты анкетирования, большинство респондентов из этой группы отметило, что «у преподавателей нет ничего лёгкого», что легко проводить занятия только тогда, когда «любишь свою работу», «нравится тема», «интересно заниматься со студентами», «студенты готовы», «студенты все умненькие», «студенты понимают, что отвечают», «ты чувствуешь, что тебе это нужно, интересно», «общаешься со студентами».
У небольшой части преподавателей образовательный процесс, видимо, не вызывает чувства удовлетворения, потому что им находиться в вузе легко, когда «у студентов сессия», «заканчиваются занятия», «начинаются каникулы», «можно уйти домой», «начинается отпуск» и т.п.
Отвечая на вопрос о том, что самое лёгкое в жизни студента, многие преподаватели отмечают, что это посещение лекций, где «все студенты отдыхают», и семинаров, к которым «они не готовятся», а также возможность свободного посещения занятий. Несколько преподавателей, отвечавших на данный вопрос, полагают, что «студенческая жизнь сама по себе лёгкая и интересная, особенно если посещать все занятия».
Не обошли вниманием преподаватели и материальную сторону студенческой жизни, отметив, что студентам легко, потому что «есть поддержка родителей».
По мнению опрошенных, самое лёгкое для студентов – это общение со сверстниками, с одногруппниками, с друзьями, на которое студенты легко настраиваются, особенно «когда преподаватели заболели» или «когда занятия отменили».
Один из респондентов-преподавателей считает, что легче всего студенту «получить отрицательную оценку на парах».
Как видно из анализа результатов опроса, преподаватели и студенты воспринимают многие аспекты процесса обучения асимметрично. А ведь должны были бы одинаково, ведь думающие, позитивно и творчески настроенные, совершенствующиеся студенты и преподаватели не ищут лёгких путей!
Инновационная лаборатория информационной лингвистики