EN

Центр развития компетенций АГУ будет готовить «ключевых исследователей»

07.03.2021
Центр развития компетенций АГУ будет готовить «ключевых исследователей»

Информацию о целевом назначении, функциях и планах работы подразделения, созданного в Астраханском госуниверситете в конце 2020 года в структуре департамента непрерывного образования, представила руководитель центра Елена Борисова.

Предпосылкой создания центра развития компетенций стало выполнение приоритетных задач и реализация основных положений национального проекта «Наука», согласно которому должна быть сформирована целостная система подготовки и личностного и профессионального роста научных, научно-педагогических, управленческих кадров. Она обеспечит условия для создания и эффективного функционирования конкурентоспособных коллективов, проектных команд, нацеленных на выполнение научных исследований, создание инновационных продуктов и решений, коммерциализацию результатов научной деятельности.

«В системе разделения труда в секторе НИОКР появляется и организационно оформляется специальная профессиональная позиция — „руководитель исследований и разработок“. В мировой практике такого человека называют ключевым исследователем (Principal Investigator) — это должность в системе высшего образования, подразумевающая руководство исследовательским проектом или программой, работой по научному гранту. Сотрудник на этой должности отвечает не только за определение содержания и стратегии исследования, но и за формирование команды и распределение работ внутри неё, организацию финансирования НИОКР, а также несет ответственность за результат работы, соблюдение сроков выполнения и полноту отчётности по проекту», — рассказала Елена Борисова.

Таким образом, миссия центра развития компетенций АГУ заключается в разработке и внедрении индивидуальных карьерных траекторий, основанных на целостном подходе к оценке и целевому развитию профессиональных и управленческих компетенций научных лидеров, руководителей передовых исследовательских и образовательных проектов.

По словам докладчика, деятельность центра будет организована в следующих направлениях:

  • диагностика текущего уровня развития компетенций исследователей и определение потребностей в их развитии;
  • разработка индивидуальных траекторий развития профессиональных компетенций лиц, претендующих на позиции «ключевых исследователей»;
  • повышение уровня профессиональных и управленческих компетенций действующих и будущих руководителей и участников перспективных научных проектов;
  • разработка и применение новых образовательных решений в сфере повышения квалификации, профессионального роста и развития научных, научно-педагогических и управленческих кадров;
  • создание единой коммуникационной площадки для обмена опытом и лучшими практиками, позволяющими обеспечить трансфер компетенций.

Для полноценного запуска программы подготовки Principal Investigator необходимо отобрать её участников путём проведения социологического мониторинга. Далее будет проведена оценка уровня владения необходимыми навыками, включающая наборы кейсов, тестовых заданий и форматы экспертной оценки. Кроме того, для построения компетентностного профиля необходимо проведение оценки soft skills с применением психодиагностического инструментария.

«На сегодняшний день детально проработан этап входного тестирования, коллегами с факультета психологии предложен комплекс методик, который позволит, в частности, оценить уровень владения такими навыками, как общая и социальная самоэффективность, саморегуляция, ассертивность, коммуникативные и организаторские способности», — отметила Елена Борисова.

На следующем этапе предполагается реализация восьми образовательных модулей, каждый из которых ориентирован на развитие определённых компетенций и представляет собой самостоятельную программу повышения квалификации.

В течение всего образовательного этапа участники будут работать над индивидуальными проектами: разрабатывать инициативы от идеи до выхода на грант, стартап или проект научной лаборатории. Завершится обучение публичными защитами проектов, по результатам которых станет возможным выявить научных лидеров, а также отобрать перспективные проекты для участия в грантовых программах и конкурсах.

Департамент непрерывного образования

Фото: управление по информационной политике и связям с общественностью