Форум «Каспий 2022»: пленарная дискуссия «Единое образовательное и научное пространство»
Спикеры из прикаспийских государств и других регионов рассказали о развитии университетов и их будущем сотрудничестве с АГУ. Выступления проходили в онлайн- и офлайн-форматах.
«Современному специалисту необходимы навыки проектно-ориентированной деятельности»
Лариса Ефремова, проректор по международной деятельности Российского университета дружбы народов:
— В период кризиса COVID-19 мы задумывались, как будет развиваться экономика, наука и образование, а также что будет представлять собой процесс интернационализации. Сложности нам добавили и закрытые границы, из-за которых сотрудничество вышло на новый уровень. Проанализировав ситуацию, мы увидели, что больше всего пострадали ведущие университеты, которым пришлось в первую очередь думать о вопросах выживания, отодвинув интернационализацию на второй план. Также изменилось и направление обучения — появился упор на теоретическую часть с совмещением с практикой. Оценив основные тренды и образовании и науке, мы пришли к выводу, что современному специалисту необходимы навыки проектно-ориентированной деятельности для успешного освоения материала.
«Россия является привлекательной для обучения и работы страной»
Вера Скоробогатова, исполнительный директор Центра компетенций и повышения квалификаций международных служб образовательных организаций РАНХиГС:
— В современной ситуации в российском образовании и обществе существует несколько сложных блоков и вызовов: финансовая стагнация, невозможность перевода денег иностранным студентам от родителей, образ России в качестве агрессора, ограничение социальных сетей и многие другие. Сейчас Россия является привлекательной для обучения и работы страной, куда с удовольствием приезжают из других регионов. К нам едут, например, большинство студентов из Индии для учёбы в медицинском университете, для чего разрабатывается программа сотрудничества.
«Мы видим огромный интерес к русскому языку»
Павел Шевцов, заместитель руководителя Россотрудничества:
— Сейчас наблюдается как интерес к изучению русского языка, так и тенденция к его плохому знанию. Приходящие к нам студенты после года подготовительного отделения, занимавшиеся заочно, испытывают огромные трудности в коммуникации. Это говорит о том, что по каким-то причинам они не учат язык и не стремятся к этому. Многие вузы задают нам вопрос, как же заниматься с иностранными студентами на русском, если те на первом курсе не владеют им. Мы видим огромный интерес к русскому языку со стороны стран Большого бассейна, за что выражаем им огромную благодарность.
«Мы настроены на сотрудничество с остальными странами и университетами»
Гулзада Шакуликова, ректор Атырауского университета нефти и газа имени Сафи Утебаева:
— У нас нет возможности распыляться на всё, а надо сосредоточиться на проблемах Каспия, ведь тогда мы сможем быть полезными хотя бы здесь. Безусловно, расширение географии необходимо, но в данный момент осложняется некоторыми трудностями. Со своей стороны мы провели ряд форумов и круглых столов по реализации устойчивого развития в Прикаспийском регионе, работаем над его картой чувствительности, а также настроены на сотрудничество с остальными странами и университетами.
«Необходимы устойчивые связи были на уровне конкретных тематик»
Берик Ахметов, президент Ассоциации государственных университетов и научно-исследовательских центров прикаспийских стран, ректор Каспийского государственного университета технологий и инжиниринга имени Ш. Есенова:
— Развитие нашего университета идёт по тем же направлениям, что и развитие других крупных вузов Каспия на данный момент. Мы испытываем большие потребности в цифровых образовательных блоках — это онлайн-курсы и коммуникации. Однако мы решили акцентировать своё внимание на бизнес-процессах как на наиболее выгодных в данный момент. Мне бы очень хотелось, чтобы наши устойчивые связи были на уровне конкретных тематик, что обеспечит более устойчивые взаимосвязи. Когда нет чётких ориентиров по финансированию и научных тематик, возникает неустойчивость.
«Центр компетенций работает на выявление лучших ребят в университете»
Альбина Бикбулатова, проректор по учебно-воспитательной работе Московского государственного университета пищевых производств:
— Мы с АГУ запустили приём на магистерские программы по биодизайну и биоэкономике, направленные на решение конкретных прикладных задач в Каспийском регионе. На мой взгляд, мы должны создавать условия, привлекательные для всех, и тогда не будет сложного выбора по трудоустройству россиян и иностранцев. У нас есть центр компетенций, который позволил собрать на площадке крупнейших работодателей и НИИ, работающих на выявление лучших ребят в нашем университете.
«Аспирантура наконец получила должное внимание»
Евгений Терентьев, директор Института образования Высшей школы экономики:
— К сожалению, сейчас в ходе дискуссий мало внимания уделяется аспирантуре, которая является смычкой между образовательным и научным пространством в университете. При анализе программ университетов мы вынуждены констатировать редкое упоминание этой формы обучения, несмотря на всю её важность. Однако сегодня мне отрадно, что аспирантура наконец получила должное внимание при обсуждении невероятно важных вопросов. Если мы сделаем правильный шаг в её развитии, то можем получить хорошие результаты в науке и инновациях. И нам необязательно ограничиваться регионом и отдельной страной, ведь при расширении географии мы сможем достичь большего.
«Главное — создание развитой инфраструктуры вуза»
Илёс Абдуллаев, декан экономического факультета Ургенчского государственного университета:
— Наше сотрудничество с АГУ развивается с каждым годом, и мы не можем обойтись без развития образования и науки. Самое главное — это создание развитой инфраструктуры вуза. Это позволит ему занять высокое место в международном рейтинге университетов. Мы реализуем множество экологических и биологических проектов в Каспийском бассейне.
Также в ходе дискуссии в режиме онлайн выступили докладчики из Туркменистана и Ирана, подчеркнувшие важность международного сотрудничества вузов и их студентов.
Спикеры внесли предложения по привлечению иностранных студентов на учёбу в Россию, реализации образовательных программ за рубежом. Они выразили надежду на тесное сотрудничество в будущем, несмотря на сложности и преграды.
Метки новости