АГУ внёс предложения по подготовке инженеров в Стратегию консорциума «Недра»

12.05.2023
АГУ внёс предложения по подготовке инженеров в Стратегию консорциума «Недра»

На базе Санкт-Петербургского горного университета сегодня прошло заседание с участием министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова и председателя консорциума Владимира Литвиенко. В мероприятии принял участие ректор Астраханского государственного университета имени В. Н. Татищева Константин Маркелов.

Так, консорциум вузов «Недра» предложил Стратегию методологического обеспечения по коренному улучшению качества подготовки и использования специалистов с высшим техническим образованием. Астраханский госуниверситет накануне направил предложения, дополняющие проект и поддержал концепцию.

Ректор АГУ Константин Маркелов отмечает, что важно обеспечить фундаментальность предпрофессиональных умений и навыков путём создания единого содержательного модуля обязательных дисциплин и практик. Это создаст гибкие условия для возможности перевода с одной технической специальности на другую. Благодаря включению в образовательные программы модулей рабочих профессий можно будет углубить компетенции студентов и помочь им ещё на первом этапе обучения окончательно определиться с профессией.

«Компетентностная модель — это удобное средство для раннего становления профессионального рабочего, который, продолжая обучаться в вузе, получает реальный практический навык, работая на предприятии-партнёре. Более того, сейчас большая часть студентов с третьего курса работает, поэтому при наличии рабочей профессии они имеют больше шансов заниматься тем, что их действительно интересует», — поясняет ректор.

Константин Маркелов также считает, что стоит усилить междисциплинарные связи благодаря включению в процесс обучения других специальностей, ориентированных на образование, медицину, биологические науки. По словам ректора, встраивание в образовательную программу модулей по принципу «дополнительной специальности» позволит формировать университетские команды, которые будут заниматься проектированием для нескольких разных сфер промышленности в рамках одного направления подготовки.

Кроме того, в предложениях от АГУ идёт речь о том, что следует предусмотреть обязательные форматы выпускных квалификационных работ по техническим направлениям «Стартап как диплом» и «Портфолио как диплом» в объёме не менее 50 % от ВКР, ведь обучение именно по этим специальностям должно нацеливать студентов на создание прототипа или реального продукта.

В дополнение к предлагаемым мерам разработчикам образовательных программ рекомендуется «укрупнить» дисциплины и сократить количество зачётов и экзаменов для того, чтобы у студентов появилась возможность более детально прорабатывать получаемый опыт. Ещё одно предложение связано с организацией стажировок профессорско-преподавательского состава на предприятиях не реже одного раза в год.

«Для студента намного лучше, если педагог демонстрирует реальный практический опыт. Такие навыки могут появиться без отрыва от преподавательской деятельности благодаря регулярным стажировкам на предприятиях-партнёрах», — говорит ректор.

Ещё одно предложение от Астраханского госуниверситета — это обеспечение персонифицированного обучения, которое может быть реализовано через сетевые программы, гибридное обучение и другие формы организации образовательного процесса.

«Именно инженерно-технические направления могут и должны готовить не только специалистов-универсалов, но и уникальных специалистов с индивидуальным набором профессиональных умений и навыков», — отмечает Константин Маркелов.

Наряду с предложениями других вузов, идеи АГУ имени В. Н. Татищева будут учтены при разработке итогового документа.

Управление по информационной политике и связям с общественностью