Л.В. Баева: «Философ должен быть оптимистом!»

04.09.2012
Л.В. Баева: «Философ должен быть оптимистом!»

Декан факультета социальных коммуникаций Астраханского государственного университета Л.В. Баева поделилась впечатлениями об участии в VI Российском философском конгрессе «Философия в современном обществе: диалог мировоззрений»

– Вы регулярно принимаете участие в крупных научных мероприятиях, связанных с обсуждением проблем современной философии...

– Да, ещё во времена СССР существовало Советское философское общество, которое организовывало подобные мероприятия. После распада Союза эта традиция, к сожалению, была утрачена и возобновилась только в 1997 году.

Нынешний конгресс, прошедший в Нижнем Новгороде, – уже шестой по счёту. Первый, установочный, состоялся в Санкт-Петербурге, затем регулярно с интервалом в 4 года философские конгрессы проходили в Ростове-на-Дону, Москве, Новосибирске. Мне посчастливилось принять участие, очно либо заочно, во всех этих мероприятиях. Следующий всероссийский конгресс состоится в Уфе.

В 2013 году в Афинах пройдёт Всемирный философский конгресс. Надеюсь принять участие в этом масштабном научном мероприятии в составе делегации нашего университета.

– Какие доклады, по Вашему мнению, были наиболее значимы и актуальны?

– Пленарные, без сомнения. Так, директор Института философии РАН, академик А.А. Гусейнов поднял в своём докладе проблему, вынесенную в название самого конгресса. По словам выступающего, диалог между различными типами мировоззрения всегда осуществлялся с большими трудностями, и философия должна быть на шаг впереди, видя потенциальные риски такой закрытой позиции. Несмотря на многообразие точек зрения, подчеркнул Абдусалам Абдулкеримович, людям необходимо в общем смысловом поле находить пути взаимодействия.

Другой известный российский философ, академик РАН В.А. Лекторский, в продолжение темы говорил о релятивизме, то есть о «размывании» всяческих стандартов, как отличительной черте современной эпохи. Во многом «благодаря» СМИ сегодня сложно различить правду и неправду, добро и зло, науку и не-науку. Но, сделал вывод оратор, диалог и примирение возможны, если исходить из «принципа благожелательности», понимания того, что все люди имеют общие ценности.

Ярким и дискуссионным было выступление ректора Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов профессора А.С. Запесоцкого, посвящённое философии образования. В настоящее время, по словам Александра Сергеевича, сложилась очень непростая ситуация не только в сфере образования, но и в культуре в целом. Наблюдается деформация системы ценностей. Существует философия смысла и философия денег; следование только принципу прибыли ведёт к деградации культуры. Александр Сергеевич привёл печальную статистику: сегодня 93 % россиян не могут назвать ни одного учёного, только 1 % знают, кто такие Алфёров, Лихачёв, 30 % полагают, что Солнце вращается вокруг Земли. К сожалению, отметил оратор, мы практически полностью отдали функцию просвещения телевидению, главная установка которого – развлечение, а не образование и уж тем более не воспитание каких-то высших ценностей. Институты образования отошли от своей основной миссии: они превратились либо в «камеры хранения», отвечающие просто за безопасность детей (детские сады), либо в инструмент зарабатывания денег. Но если будет осуществляться диалог общества и власти, науки и власти, ситуация изменится в лучшую сторону.

– Как Вы считаете, в такой тревожной ситуации философ должен быть оптимистом, реалистом или придерживаться какой-то промежуточной позиции?

– Мне кажется, миссия философии заключается всё-таки не только в постановке и осмыслении проблем, но и в выработке наиболее эффективных «программ» личностного и общественного развития. Философия – это критическое мировоззрение, непредвзятое, не привязанное ни к идеологии, ни к политике, ни к теологии; оно имеет возможность независимой логической, аналитической, этической проработки идей. Философия – это гуманистическая наука, а гуманистическое мировоззрение не должно разрушать человека или подталкивать к разрушению чего-либо. Поэтому философ должен быть оптимистом, должен заниматься не просто объяснением мироустройства, а учить человека стремлению к высшим ценностям, убеждать, что есть выход из любой самой непростой ситуации.

– Какие насущные проблемы философии обсуждались в ходе работы секции, которую Вы возглавляли?

– На конгрессе я являлась руководителем секции «Философская антропология», которая была разделена на 2 подсекции и объединила более 70 участников. Главные результаты работы нашей секции заключались в выработке решений наиболее актуальных проблем антропогенеза (развития человека) в условиях сверхбыстрых изменений современного мира. Прежде всего, стоит отметить возникшее в последние десятилетия новое виртуальное электронное пространство, которое меняет современного человека и его ценности. Серьёзные изменения вызваны и общей прагматизацией культуры, технократизацией сознания, социальными процессами, особенно в системе образования, которые коснулись не только России, но и всего мира. Также произошли изменения гендерной ситуации, деформирующие многие социальные институты, в частности, семью, отношения между полами и поколениями. Данные проблемы рассматривались во многих докладах, причём зачастую участники высказывали противоположные мнения. Так, один из выступающих обосновывал идею о том, что феминизация – это фактор разрушения современной культуры; женщина, которая «замещает» мужчину, освобождается от семьи, перестаёт выполнять свои главные функции, что оказывает влияние и на саму культуру. По мнению другого докладчика, в современных условиях такая «замена» имеет положительную тенденцию: как руководитель женщина менее агрессивна, более ответственна, спокойна при принятии сложных решений, следовательно, способна выполнять управленческие функции и стабилизировать новый тип культуры.

– Чему был посвящён Ваш доклад?

– В моём докладе «Ценности информационной культуры» рассматривались проблемы трансформации человека и ценностей в условиях виртуализации современной культуры. Благодаря новым технологиям, человек создал новый тип культуры – электронную, или цифровую, виртуальную. Современный молодой человек при этом оказывается живущим в двух иллюзорных мирах – виртуальном, приобретающим всё большую значимость, но по сути остающимся «симулякром», иллюзией, и реальном, теряющим своё первостепенное значение. В результате человек во многом утрачивает базовые ценности (которые ранее были основаниями его личности) семьи, любви, дружбы, дома, родины, истины, творчества и другие, взамен получая бесконечную (но также иллюзорную) свободу и развлечения. На первый взгляд, виртуальный мир делает человека более открытым, есть больше возможностей общения; можно «добавлять в друзья» сотни человек, и складывается впечатление, что это и наполняет жизнь смыслом. Но искусственность этих отношений не способна помочь человеку в решении реальных проблем, поэтому так часто мы слышим о депрессиях, вспышках агрессии, суицидах молодых людей. При этом чтобы не утратить связь с поколением наших детей, мы должны понять их культуру, оценив все её риски и возможности, а также успеть «перейти»  информационное пространство и занять там достойное место.

– Данный конгресс в большей степени был ориентирован на решение проблем теоретической или практической философии?

– Традиционно философия – умозрительное знание, со времён античности отличное от физического труда и практической приземлённости. Однако есть множество практикоориентированных философских учений. Например, индийская философия призвана помочь человеку освободиться от страданий. Китайская философия не только объясняет, как устроен мир, но и, прежде всего, ориентирует человека на гармонию в обществе, природе и даже помогает достичь долголетия. Сегодня и в европейской философии, пережившей множество изменений, активно развивается практическая составляющая.

На конгрессе были представлены такие практикоориентированные направления, как глобалистика, политическая философия, этика, философия образования, философия науки, философия информационного общества, виртуалистика и другие. Философия по-прежнему выполняет свою миссию – формирует и критически прорабатывает стратегические направления развития общества и человека, генерирует новые идеи, которые воплощаются в жизнь многочисленными практиками в различных областях.

Беседовала Т.Ю. Гаврилкина (Инновационная лаборатория информационной лингвистики)
Фото – личный архив Л.В. Баевой