Семинар по проблемам инклюзивного образования на ФПиСР
В рамках сотрудничества с Крымским федеральным университетом им. В. И. Вернадского факультет педагогики и социальной работы нашего вуза провёл Всероссийский научно-проблемный семинар «Проектирование инклюзивного образовательного пространства: проблемы, перспективы».
В мероприятии приняли участие преподаватели астраханских вузов, Адыгейского государственного университета, Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского, педагоги массовых и специальных (коррекционных) общеобразовательных организаций, а также магистранты и студенты АГУ.
Семинар проходил в интерактивном режиме. Его модератором выступила декан ФПиСР Г. В. Палаткина, которая своими острыми вопросами, комментариями настраивала на плодотворную работу и задавала тон живой дискуссии.
Полемика развернулась вокруг одной из ключевых проблем инклюзивного образования, касающейся безбарьерной среды. Галина Владимировна поставила перед аудиторией вопрос о том, должны ли студенты с инвалидностью приспосабливаться к условиям образовательной среды вуза или сама образовательная среда должна быть изначально адаптирована к особым образовательным потребностям. После обсуждения модератор подвёл черту и был сделан закономерный вывод о единственно правильном решении этой проблемы: среда должна быть доступной для обучения не только студентам с инвалидностью, но и любому другому, то есть она должна быть универсальной.
На семинаре выступили сотрудники КФУ Ю. В. Глузман, А. С. Каткова, Е. В. Моцовкина, Я. А. Глузман; преподаватели АГУ Т. Н. Симонова, Р. В. Смирнова, С. Х. Ахмедова; директор специальной (коррекционной) школы В. В. Скрипниченко. Обсуждались различные аспекты нормативно-правовой базы, профориентационной работы с абитуриентами, трудоустройства выпускников с ОВЗ и инвалидностью, их психолого-педагогического сопровождения в процессе обучения, поддержки педагогов инклюзивного образования.
Программа семинара была насыщена не только научной и методической проблематикой. Студенты ФПиСР продемонстрировали на деле возможности социокультурной деятельности в построении инклюзивного пространства, нетрадиционные способы сближения лиц с разными возможностями в процессе создания общества инклюзивной культуры. Был показан фрагмент спектакля «Цыганы» по А. С. Пушкину с сурдопереводом, который осуществляли обучающиеся.
По завершении семинара подвели его итоги. Важным результатом мероприятия явилось широкое обсуждение актуальнейших проблем инклюзивного высшего образования и обмен опытом вузов и школьных образовательных организаций по их решению.
Как отметила Г. В. Палаткина, сегодня вуз должен стать своеобразным социально-интеграционным тренажёром, моделирующим механизмы социальной интеграции лиц с инвалидностью и ОВЗ. Затем эти механизмы будут перенесены нашими студентами в общественную сферу вне вуза и внедрены в практику образовательных организаций всех уровней.
Метки новости