Студенты АГУ активно включаются в деятельность проектного офиса «Искусственный интеллект»

24.08.2021
Студенты АГУ активно включаются в деятельность проектного офиса «Искусственный интеллект»

Обучающиеся Астраханского государственного университета ещё на ранних курсах становятся участниками клуба ИИ, а также соревнуются в мероприятиях по развитию искусственного интеллекта.

Клуб искусственного интеллекта, функционирующий в АГУ на базе одноимённого проектного офиса, ведёт работу по реализации новых дисциплин совместно с кафедрой цифровых технологий и информационной безопасности.

Как рассказывает руководитель проектного офиса Александр Кошкаров, студенты приходят в клуб за помощью в развитии их компетенций в области ИИ и машинного обучения, ведь соответствующие дисциплины либо пока не входят в их учебную программу, либо преподаются только на 4 курсе.

«Многие обучающиеся хотят, чтобы их текущие знания подпитывались тем, что действительно пригодится на практике. Например, на занятиях по программированию и математике они уже понимают, как могут применить знания в машинном обучении, и это даёт им больше мотивации», — уточнил Александр Кошкаров.

Сначала в клубе студентам предлагается пройти ряд обучающих курсов — как очных, так и на платформе Moodle. Курсы разрабатывают сами сотрудники проектного офиса «Искусственный интеллект», в частности, активно в этот процесс включился начальник отдела машинного обучения Андрей Верига. Для студентов АГУ обучение бесплатно. При последовательном прохождении учебных курсов на Moodle студенты получают специальные бейджи (виртуальные значки), что придаёт им больше мотивации, а после ребята уже начинают вовлекаться в учебные проекты.

«При накоплении достаточного опыта и знаний обучающиеся приходят в студенческую лабораторию ИИ, которая была создана в этом году по предложению ректора АГУ. Там они, в частности, помогают размечать данные для их использования в алгоритмах машинного обучения и настраивают разработанные модели», — поясняет Александр Кошкаров.

По словам ректора АГУ Константина Маркелова, здесь применяется особая программа развития талантов: студент начинает заниматься в клубе в рамках хобби или внеучебной деятельности, а затем, накопив знания, уже официально трудоустраивается. Параллельно он может выбрать тему будущей дипломной работы и выполнять её в рамках своих активностей по искусственному интеллекту.

Ещё одной составляющей работы проектного офиса «Искусственный интеллект» Астраханского госуниверситета в рамках продвижения современных цифровых технологий являются дискуссии на темы влияния ИИ на современную жизнь, его внедрения в трудовую деятельность человека — так называемые data-дебаты или «дИИбаты».

«Мы обсуждаем со студентами разных факультетов, как искусственный интеллект может поменять их профессию в будущем. Уже пообщались с аграриями, переводчиками, журналистами. Последнее мероприятие было особенно активным в том числе в аспекте медиаосвещения», — поделился Александр Кошкаров.

Суть таких дебатов состоит в состязании двух команд: одна выступает за то, что ИИ, скорее всего, сможет полностью заменить человека в определённой сфере деятельности, вторая — что не сможет. Участники пытаются раскрыть свою позицию, отвечают на вопросы соперников и зала. При этом в начале и в конце дебатов зрители предварительно голосуют за определённую позицию, а в завершение, выслушав все доводы, делают выбор снова.

Как правило, по словам Александра Кошкарова, собеседники приходят к выводу, что необходимо что-то среднее, и искусственный интеллект является помощником человека. Он может автоматизировать рутинные операции и усилить выполнение функций специалистов.

«Такие инициативы позволяют студентам не только узнать, как технологии влияют на развитие их профессии, но и повысить осознанность в обучении и выстраивании траектории своего профессионального развития», — комментирует ректор АГУ Константин Маркелов.

Управление по информационной политике и связям с общественностью