Форум «Каспий 2022»: панельная дискуссия «Центры компетенций и центры карьеры — что дальше?»
В качестве главных повесток мероприятия были заявлены такие темы, как оценка качества развития надпрофессиональных компетенций: взгляд государства и работодателей; возможные пути развития для взаимовыгодного сотрудничества Центра оценки и развития управленческих компетенций, органов власти и ключевых работодателей региона; трансформация Центров компетенций и центров карьеры вузов под вызовы регионов и бизнеса; конкурентное преимущество выпускников, прошедших оценку компетенций; компетенции будущего.
«Очень важно дать значительной части молодых людей понимание того, что они нужны»
Дмитрий Гужеля, руководитель департамента оценки и методологии АНО «Россия — страна возможностей», модератор площадки:
— Мы попросили больше 800 работодателей составить профиль того молодого человека, который им нужен по окончании университета. Оказалось, что практически всем без исключения, вне зависимости от того, нефтегазовое это дело, сельское хозяйство или педагогика, нужны ребята думающие, те, кто умеет развиваться, достигать целей и результата. Но при этом все работодатели жалуются, что выпускники плохо себе ставят задачи, плохо их реализуют и плохо идут к намеченной цели. Соответственно, этот диссонанс привёл к тому, что на базе университетов мы запустили проект «Центр компетенций» — здесь происходит первичная оценка молодых людей.
Следующий шаг — это внедрение в университет новых образовательных подходов, форм, программ и модулей, но не в чистом виде, а, может быть, в части внеурочной деятельности. Здесь колоссальная нагрузка ложится и на университет, и на работодателей, и на регион. Очень важно для значительной части молодых людей, и это тоже результат нашего опроса, дать возможность понимания того, что они нужны.
«Центр развития компетенций стал неким толчком для внедрения индивидуальных образовательных траекторий»
Константин Маркелов, ректор Астраханского государственного университета:
— Когда мы говорим с работодателями о наших выпускниках, они подтверждают, что специалисты хорошие, но их невозможно поставить руководителями, они не могут создать проект, команду. И это как раз те профессиональные компетенции, которые очень важны и которые мы планируем углублённо развивать.
Таким образом, центр развития компетенций стал неким толчком для участия в важной для нас программе индивидуальных образовательных траекторий. Мы сейчас активно их внедряем и уже на пяти факультетах в этом году набираем группы для обучения по принципу «2+2+2». Это два года общей подготовки, два специальной и два углублённой для того, чтобы готовить специалистов для конкретного производства, предпринимателя.
«Следующий шаг — создание приложения к диплому, с помощью которого выпускник сможет показать свои компетенции»
Антон Сериков, заместитель генерального директора АНО «Россия − страна возможностей»:
— Как оценить, в какой позиции ты находишься, чтобы сделать шаг в завтрашний день, какие у тебя компетенции, где пробелы, а где сильные стороны, — главная идея центра оценки компетенций. Мы презентуем новое приложение к диплому, с помощью которого выпускник сможет показать свои компетенции: командность, проектная деятельность, умение ставить цели и достигать их. Следующий шаг — оценка студентов 1-го и 5-го курса, чтобы понять, где эти компетенции появляются, а где мы их теряем.
«Это не студенты неактивные, это не студентам всё равно, это мы в них не вселяем уверенности в завтрашнем дне»
Дарья Козырева, руководитель Экспертного центра карьеры при Минобрнауки России:
— Единственный момент, который я хочу подчеркнуть, который проходит красной нитью по всему нашему высшему образованию: нет синтетическому проектному обучению. Очень важно, чтобы студенты понимали, как грамотно работать в проекте. Если мы вводим что-то синтетически, то это всё отвергается, это как чужеродный орган или клетка в организме. Хочется, чтобы те новые, классные проекты, которые запускаются сегодня, воспринимались студентами правильно.
Я всегда общаюсь со студентами. Если она заряжены, они горят, то это показатель классной работы университета.
Причины того, что карьерные мероприятия проходят слабо, в том, что студентам на них скучно, мы с ними на разных языках говорим. Это не студенты неактивные, это не студентам всё равно, это мы в них не вселяем уверенности в завтрашнем дне. Очень важно сейчас заложить этот тезис в университеты.
«Одно из важных предложений — мониторинг того, где работают студенты после выпуска»
Наиля Никитина, председатель общероссийской общественной организации «Деловая Россия»:
— Работники сегодня сами выбирают, где они хотят работать. Второй момент — запрос заработной платы. В силу того, что мы уже много лет не трудоустраиваем после окончания вузов и ссузов, получается, что люди сами себе находят работу.
Многие молодые люди идут не по призванию в вузы и ссузы, и поэтому центры компетенций — это очень важный, даже необходимый проект на всех территориях страны.
В прошлом году вузы и ссузы Астраханской области выпустили 10 300 студентов. На учёт в агентство по занятости населения поступили заявления от 75 человек в 2021 году. То есть эта картина показывает нам, что сегодня мы не владеем информацией о трудоустройстве студентов. Одно из важных предложений — мониторинг того, где они работают.
«Сегодня нет безработицы. Сегодня есть поколение, которое не хочет на нас работать, а хочет выбирать»
Елена Бажан, президент Ассоциации деловых женщин Астраханского региона:
— Я считаю, что функция современного университета — научить студента учиться. Очень здорово, что вы сейчас открываете центр компетенций. Потому что те компетенции, которым сегодня обучают, являются наиболее важными для взрослых людей.
Сегодня нет безработицы. Сегодня есть поколение, которое не хочет на нас работать, а хочет выбирать.
«Самое важное для студента — это понять, что он хочет делать»
Асият Мисирова, директор по работе с ключевыми партнерами АНО «Университет Национальной технологической инициативы 2035»:
— Мне кажется, первым заданием центра компетенций должно стать формирование цели обучения. Самое важное для студента — это понять, что он хочет делать, не ориентироваться конкретно на профессию, а найти компетенции, которые нужно развивать и двигаться, не останавливаясь.
На панельной дискуссии также выступили работодатели — представители ОЭЗ «Лотос», РЖД, Ассоциации социальных предпринимателей и студенты.
Фотоальбом с мероприятия доступен здесь.
Метки новости