В АГУ представили результаты работы по проекту при поддержке гранта РФФИ

11.04.2023
В АГУ представили результаты работы по проекту при поддержке гранта РФФИ

На круглом столе «Оценка влияния цифровизации образовательного и социального пространства на человека и разработка системы безопасной коммуникативно-образовательной среды» в Астраханском государственном университете имени В. Н. Татищева обсудили итоги исследования.

Изучение темы проекта проведено участниками междисциплинарной команды, в составе которой работали профессора и педагоги АГУ. Среди них проректор по научной работе Людмила Баева, декан факультета цифровых технологий и кибербезопасности Искандар Ажмухамедов, профессор кафедры философии Сергей Храпов, доцент кафедры социологии Александр Григорьев, завкафедрой конфликтологии и организационной психологии Юлия Кузнецова, а также ассистент кафедры информационной безопасности Алина Станишевская и старший лаборант кафедры философии Дмитрий Бибарсов.

Участие в круглом столе приняли представители проектной команды, учителя школ и колледжей Астрахани и Астраханской области, а также преподаватели и студенты АГУ.

Руководитель проекта Людмила Баева рассказала о его целях и результатах и презентовала подготовленную по итогам работы монографию. Александр Григорьев представил результаты социологических исследований 2019–2022 годов.

Целью проекта стала оценка влияния цифровизации обучения на человека с позиции безопасности и диагностика возникающих проблем в системе основного образования. Исследование опиралось на комплексную теорию безопасности, включающую информационный, социальный, когнитивный и витальный аспекты. Источниками информационной базы стали экспертный опрос преподавателей двадцати университетов мира, фокус-групповые исследования, онлайн-интервью с учителями и преподавателями колледжей, интернет-опросы, а также кейсы о практиках цифрового обучения.

Результаты проведённых эмпирических и теоретических исследований позволили выявить узловые проблемы, возникающие на пути цифровизации обучения, систематизировать их по направленности и выработать рекомендации для профилактики и преодоления негативных сценариев.

В то же время выявлены потенциальные и реальные риски для безопасности человека в цифровой среде. Они связаны со сферами здорового образа жизни, социализации и коммуникации учащихся, а также с особенностями освоения учебного материала различными возрастными категориями. К параметрам обеспечения безопасности в цифровой образовательной среде, отнесены информационный, витальный, когнитивный, социальный (коммуникативный) и аддиктивный. Созданы программы для ЭВМ по обеспечению параметров безопасности цифровой среды обучения:

  • «Идентификация и управление рисками при использовании цифровой образовательной среды» (Баева Л. В., Ажмухамедов И. М., Храпов С. А., Кузнецова В. Ю., Григорьев А. В., Станишевская А. В.);
  • «Атлас рисков в информационно-коммуникативной среде» (Баева Л. В., Ажмухамедов И. М., Храпов С. А., Кузнецова В. Ю., Григорьев А. В., Станишевская А. В.);
  • «Диагностика психоэмоционального состояния обучающегося для индивидуализации цифровой среды обучения» (Ажмухамедов И. М., Станишевская Т. М.).

В выступлениях заведующего кафедрой информационных технологий Александра Марьенкова и исполняющей обязанности заведующего кафедрой информационной безопасности Раисы Дёминой были освещены вопросы обеспечения информационной безопасности в цифровой среде обучения, а также даны рекомендации по мерам защиты личности и персональных данных.

Ректорат