Форум «Каспий 2023»: пленарная сессия «Технологический и кадровый суверенитет: задачи, сценарии, возможности»

30.05.2023
Форум «Каспий 2023»: пленарная сессия «Технологический и кадровый суверенитет: задачи, сценарии, возможности»

Достижение технологического и кадрового суверенитета — важнейший приоритет государственной политики, в которой вузы являются ключевой площадкой. Таков лейтмотив ещё одной пленарной сессии, которая прошла в Астраханском государственном университете имени В. Н. Татищева в рамках III Международного научного форума «Каспий 2023: пути устойчивого развития».

Как отмечалось на мероприятии, поступательный успех и достижение национальных целей возможно только в командной работе федеральных и региональных органов власти, вузов, промышленности, общественных и экспертных сообществ. И в этой связи Государственная дума РФ является не только главным органом по разработке законопроектов по государственной политике, но и становится площадкой общественных дискуссий.

В такую повестку, по мнению заместителя председателя комитета по науке и высшему образованию Государственной думы РФ Екатерины Харченко, интегрированы профильные министерства, вузы, бизнес, общественные институты, научные организации и регионы. Все они работают над стратегической реализацией поручений президента по достижению технологического суверенитета. Российское правительство утвердило концепцию технологического развития до 2030 года. Главная её задача — обеспечение внедрения результатов отечественных исследований и разработок.

«Нет времени на то, чтобы долго и медленно трансформировать фундаментальные исследования конкретных технологий и разработок в конкретные продукты. Сейчас это нужно сделать быстро, для того, чтобы новаторство позволяло предприятиям опережать конкурентов и сформировать инновационную модель экономического роста страны. Безусловно, задача высшего образования в этих процессах архиважная, так как мы готовим высококлассных специалистов, настоящих профессионалов для того, чтобы достигать эти цели», — сказала Екатерина Харченко.

Ключевые компоненты для кадрового суверенитета, считает заместитель генерального директора АНО «Диалог» Юлия Аблец, это люди, знание и навыки, а также мотивация, которые должны быть направлены на устойчивость и развитие страны, чтобы хорошо подготовленные специалисты не покидали нашу страну. А для этого необходимо решить несколько задач. Во-первых, создание среды, которая позволит закрепить новые ролевые модели. Второе — доступность образования. И, наконец, выявление талантов.

Проректор НИУ ВШЭ, лидер рабочей группы НТИ «Кружковое движение» Дмитрий Земцов подчеркнул, что все проекты в образовании эффективны только в том случае, если они реализуются последовательно.

«Не нужно ждать выпуска молодого человека из школы, чтобы дать ему возможность решать задачу университетского уровня. И не нужно ждать выпуска молодого человека из университета, чтобы дать ему решать реальные взрослые задачи, которые сейчас актуальны для технологического бизнеса», — считает Дмитрий Земцов.

Технологический суверенитет, невозможен без кадрового суверенитета. Для его обеспечения, по словам ректора МИИГАиК Надежды Камыниной, компетентная модель должна выстраиваться не с вуза, а начиная со школьной скамьи. В формате профориентации, к примеру. Врио ректора государственного академического университета гуманитарных наук Илья Сокольщик отметил важность социально-гуманитарных наук, которые помогут настроить студентов работать на российскую государственность.

Во время сессии акцентировалось внимание и на преподавании технических наук, ведь без должной подготовки получить плеяду хороших физиков, математиков и инженеров не получится.

«В системе школьного образования вижу два вызова, которые стоят перед российской системой среднего образования. Во-первых, большой разрыв между школой и университетом в рамках приёма на технические специальности. Примерно 250 тысяч мест на данный момент существуют в университетах, для поступления на которые нужен ЕГЭ по физике. А количество детей, которые сдают ЕГЭ по физике, на десятки процентов меньше. То есть мы уже видим дефицит», — сказал Илья Сокольщик.

Для того, чтобы решить эту проблему, необходимо заинтересовать ребёнка физикой и математикой ещё со школы. Создавать, к примеру, площадки, где дети могли бы себя проявить в инженерном деле и инженерно-техническом творчестве.

Дискуссию подытожил ректор Астраханского госуниверситета Константин Маркелов.

«Сейчас очень важная задача — это бесшовность образовательного процесса. Школа-СПО-вуз. И чтобы мы работали по единому правилу. Если в школах создаются инженерные классы, физические, химические, они должны создаваться вместе с вузами, вместе с бизнесом. Потенциал высшего образования достаточен, чтобы изменить ситуацию к лучшему. Ещё одна задача — повысить привлекательность инженеров. Здесь нет мелочей. Инженер должен быть не только профессионалом, но и патриотом, готовым строить экономику страны», — подчеркнул Константин Маркелов.

Управление по информационной политике и связям с общественностью