Методики студентки АГУ помогают бороться с интернет-травлей

18.01.2019
Методики студентки АГУ помогают бороться с интернет-травлей

Магистрантка факультета психологии Анара Алиева уже известна в научном сообществе Астрахани: она практикующий педагог-психолог, лауреат конкурсов, участник многих форумов, круглых столов и конференций. Девушка серьёзно занимается методами противодействия кибербуллингу, которому сейчас всё чаще подвергаются подростки в сети Интернет.

Сам термин достаточно новый. Слово «буллинг» как синоним травли в коллективе предложил в 1990 году английский журналист Эндрю Адамс, а вот приставка «кибер» добавилась всего несколько лет назад, когда массовое распространение интернета привело к новому виду агрессивного взаимодействия.

Для Анары история изучения кибербуллинга началась в 2017 году, когда девушка работала педагогом-психологом в одном из ссузов Астрахани и к ней обратился ученик, подвергшийся интернет-травле. Вскоре на практике в АГУ, где педагоги всегда приветствуют студенческую инициативу, Анара решила вплотную исследовать эту область, разработать программу, внести свои предложения и предложить практические методы противодействия. Первым этапом стало исследование, которое проводилось среди студентов и школьников. После анализа полученной информации Анара подготовила программы, рассчитанные на подростков, родителей, педагогов, и соответствующие методические материалы.

Методики студентки АГУ помогают бороться с интернет-травлей

По итогам проделанной работы написаны и опубликованы научные статьи. Со своими разработками девушка выступала как перед учёными, так и перед родителями школьников и студентов. Что самое важное, она получила горячий отклик. Коллеги по науке высоко оценили труд магистрантки, тем более что в Астрахани так глубоко этой темой никто не занимается. Особенно девушке запомнилась августовская педагогическая конференция, где её доклад в Институте развития образования имел большой успех.

«Когда я выступала, в аудитории присутствовало много педагогов из различных регионов. После моего рассказа про проблему кибербуллинга они получили возможность задать вопросы, и развернулась очень серьёзная дискуссия, которая заняла длительное время. Эта проблема есть, но чаще говорится в целом о буллинге, а с технологиями противодействия кибербуллингу педагоги почти не знакомы. На конференции я получила именно то, что ожидала — ответный интерес», — рассказывает Анара.

Магистрантку в её научной работе очень поддерживают педагоги АГУ. Особенно она благодарна своему научному руководителю Ольге Камневой, Надежде Майсак, которая помогала с поиском информации и разработкой методик, и Людмиле Гончаровой — именно она когда-то на практике дала добро исследованиям Анары.

В будущем девушка хочет совмещать работу и науку, ведь, по её словам, без теории практика мертва, и наоборот. Основная цель — закрепиться в уже выбранном направлении. Её методические наработки уже востребованы в ряде астраханских учебных заведений.

Методики студентки АГУ помогают бороться с интернет-травлей

«Я стараюсь держать руку на пульсе, смотреть, что нового появилось в исследовании кибербуллинга, отслеживать новые методы борьбы. Их я сразу же их включаю в свою работу, хочется, чтобы она всегда сохраняла свою новизну», — отметила психолог.

У Анары есть мысли об аспирантуре, тем более что уже поступали предложения от представителей московских вузов. Но строить карьеру в столице девушка пока не хочет, имеется большой фронт работ в родном регионе. Немалую роль в этом решении играют возможности родного университета. В ноябре магистрантка вместе с коллегами по факультету участвовала в расширенном заседании секции Учебно-методического объединения школьных педагогов-психологов и социальных педагогов Астраханской области. А в преддверии нового года, 26 декабря, провела для студентов АГУ психологический тренинг на тему «Способы саморегуляции эмоционального состояния».

Управление информационной политики