Студенты АГУ узнали об истории и традициях казачества

11.04.2019
Студенты АГУ узнали об истории и традициях казачества

Обучающиеся школы межэтнической журналистики ознакомились с элементами казачьей культуры и в рамках экскурсии посетили колокольню Астраханского кремля, поднявшись на самый её верх.

Как известно, история астраханского казачества начинается со второй половины XVIII века. Православие, русская культура и казачество тесно переплетены в Астраханской области.

Неслучайно православное объединение «Крепость», молодёжная казачья организация «Астраханцы» и движение русской культуры «Покровъ» занимаются популяризацией русских, казачьих и православных традиций, а также возрождением старых народных праздников. Так, одним из проектов являются «Вечёрки», ставшие уже регулярными. Они позволяют астраханцам погрузиться в то время, когда казачество было на пике своего развития в регионе, и под песни, танцы и просто душевные разговоры провести свой досуг с пользой. Подобные праздники и встречи не просто объединяют единомышленников и ценителей старорусской культуры, но порой даже помогают создать семейные пары. А праздник Красная горка всегда сопровождается свадьбами.

В творческой мастерской «Покровъ», которая находится на территории Астраханского кремля, ребята ознакомились с некоторыми аспектами культуры казачества. Заместитель руководителя движения русской культуры «Покровъ» Дмитрий Гуляев рассказал студентам о казачьей одежде. В быту русские казаки носили простые косоворотки — рубахи, застёжка на которых находилась сбоку. Такой крой удерживал нательный крест на груди, не позволяя ему выпадать наружу в ходе физической работы. Традиционная женская одежда — парочка: комплект из блузки, прямой или приталенной, и длинной юбки. Бурка — это мужской элемент одежды в зимнее время, а папахи, кубанки и фуражки — головные уборы казаков. Верхняя одежда казаков ничем не отличалась от военной одежды народов Закавказья, кроме одной детали: на верхушках кубанок всегда изображался крест, так казаки выражали свою конфессиональную принадлежность. Также этот крест позволял помолиться перед боем, держа в руках шапку. Цвет верхушки кубанки, фуражки и лампас обозначал географическую принадлежность войск. Так, астраханские казаки всегда носили жёлтый — даже их современная форма имеет жёлтую окантовку. Шашка, как традиционное оружие казака, стала предметом бурных обсуждений среди слушателей школы межэтнической журналистики в ходе демонстрации.

Также студенты рассмотрели элементы русского быта — сундуки, утюги, керосиновые лампы, прялки, самовары, вязаные коврики, а также национальные музыкальные инструменты — баян и балалайки. Для подгона скота казаки использовали длинные кожаные плетёные нагайки. Укороченная же нагайка была символом власти. В казачьем кругу тот, кто держал в руках нагайку, был лидером и говорил речь. Передавая нагайку, казак передавал слово другому.

После бесед о культуре и быте казачьего народа слушатели школы межэтнической журналистики поднялись на кремлёвскую колокольню, полюбовались видом города и ознакомились с устройством часового механизма.

Факультет филологии и журналистики