Преподаватель АГУ продолжает рассказывать школьникам об археологии

29.06.2019
Преподаватель АГУ продолжает рассказывать школьникам об археологии

Доцент кафедры истории России, руководитель школы «Археология Нижнего Поволжья» Дмитрий Васильев дал очередное интервью юнкору газеты «Мы можем!», издаваемой в региональном школьном технопарке.

Напомним, восьмиклассник Алексей Киселёв уже беседовал с известным астраханским археологом, задавшись целью развеять некоторые мифы о профессии и узнать правду о специфике полевой работы. В новой статье школьника заинтересовала история хазарского города Итиль, раскопки которого уже 20 лет ведутся специалистами из АГУ близ села Самосделка. Публикуем текст статьи полностью.

Итиль и Саксин. Город над городом

В учебниках истории написано, что на территории Астраханской области располагались древние государства: Золотая Орда, Хазарский каганат, Астраханское ханство. А сколько кочевых племён! Половцы, скифы, сарматы, савроматы, гунны... Но и сегодня астраханские археологи восполняют пробелы истории, копая всё глубже.

Доцент кафедры истории России Астраханского госуниверситета Дмитрий Васильев рассказывает, что всё началось с того, что около села Самосделка построили ферму и прокопали вокруг неё противопожарную траншею. На поверхность земли было выброшено большое количество керамики, кирпича, костей и прочих предметов. И школьный учитель истории из Самосделки все находки, обнаруженные со школьниками, привёз в Астрахань и показал археологам. Оказалось, что значительная часть находок относится к домонгольскому времени. Тогда возникло предположение, что это хазарская столица, город Итиль. И учёные практически доказали, что Итиль находился действительно там.

Однако существует гипотеза, что в дельте Волги в эпоху средневековья — примерно с начала XI до середины XIV века — существовала страна Область Саксин.

Две страницы мелким почерком

— Мы обнаружили остатки большого города, который в середине XIV века был затоплен водой. Полностью перекрытый речными обложениям, культурный слой сохранился прекрасно. Там есть остатки крепости хазарского времени. Но хазарский слой тонкий, около 20 сантиметров. А наиболее интересный трёхметровый слой, относящийся к городу Саксину, — говорит Дмитрий Васильев.

Арабский писатель-путешественник, правовед Абу Хамид аль-Гарнати 20 лет прожил в Саксине и оставил подробное описание города: «две страницы, но мелким почерком».

— Он описывает жителей города, их этнический состав, разные типы жилищ. Указывает местоположение города и ширину рек, которые вокруг него текут. Пишет, чем питаются жители, чем они занимаются, во что одеваются, с кем торгуют, какие у них деньги. Мы вживую находим подтверждение каждому слову аль-Гарнати, — говорит Дмитрий Васильев.

Благодаря раскопкам в Саксине археологи смогли сопоставить находки из Самосделки и из других уголков дельты и выяснить, что это действительно единая культура, единая страна. Её население жило под защитой широких рек и практически не боялось набегов кочевников. Единичные нападения половцев не мешали бурному развитию города-анклава. Саксин был важным пунктом для всей континентальной торговли, потому что с него начинался Волжский торговый путь. Именно сюда приходили морские суда из Ирана, Азербайджана, Юго-Восточного Прикаспия и Хорезма. Здесь проходила погрузка товаров на речные суда, которые в дальнейшем отправлялись в Волжскую Булгарию, на Средний и Северный Урал, на Русь и даже на Балтику. Недалеко от Самосделки среди находок были обнаружены православные нательные кресты, которые имеют два региона распространения — Киев и северо-западные русские земли: Новгород, Псков, побережье Балтийского моря, Финляндия, острова Готланда, Сааремаа.

— Крестики в ту пору носили очень богатые люди — купцы, знать. Возможно, здесь была колония русских купцов, которые теряли свои крестики. Это говорит о том, что торговый путь от Балтики до Волги в XII веке функционировал в полный рост.

Последний день Саксина

В Саксине жили остатки хазар, огузы (предки турок, туркменов и азербайджанцев), волжские булгары, сувары и купцы мусульманских стран.

В 30-х гг. XIII века монголы перешли волжские протоки по льду, неожиданно напали и разгромили город. В течение всего XIII века столица восстанавливалась из руин. Но поскольку монголами был разорён Иран, торговать стало не с кем. Торговля по Каспийскому морю возобновляется только в начале XIV века. К этому времени все руины были снесены, заново отстроены кварталы. Но городу не повезло — началась трансгрессия Каспия — подъём воды, — и Саксин был затоплен.

— Население ушло севернее, в окрестности Красного Яра. Возможно, часть астраханских татар, которые жили в составе Золотой Орды, а затем в Астраханском ханстве, сохраняли традиции земледелия, скотоводства и рыболовства Области Саксина. Теперь мы можем с большей уверенностью говорить, что история астраханских татар восходит ещё к хазарским временам. Изменилось только этническое наименование.

Алексей Киселёв,

газета Регионального школьного технопарка «Мы можем!»

Фото: инстаграм-канал «Астраханская археология» (#astrakhan_archaeology)