Преподаватель АГУ продолжает рассказывать школьникам об археологии
Доцент кафедры истории России, руководитель школы «Археология Нижнего Поволжья» Дмитрий Васильев дал очередное интервью юнкору газеты «Мы можем!», издаваемой в региональном школьном технопарке.
Напомним, восьмиклассник Алексей Киселёв уже беседовал с известным астраханским археологом, задавшись целью развеять некоторые мифы о профессии и узнать правду о специфике полевой работы. В новой статье школьника заинтересовала история хазарского города Итиль, раскопки которого уже 20 лет ведутся специалистами из АГУ близ села Самосделка. Публикуем текст статьи полностью.
Итиль и Саксин. Город над городом
В учебниках истории написано, что на территории Астраханской области располагались древние государства: Золотая Орда, Хазарский каганат, Астраханское ханство. А сколько кочевых племён! Половцы, скифы, сарматы, савроматы, гунны... Но и сегодня астраханские археологи восполняют пробелы истории, копая всё глубже.
Доцент кафедры истории России Астраханского госуниверситета Дмитрий Васильев рассказывает, что всё началось с того, что около села Самосделка построили ферму и прокопали вокруг неё противопожарную траншею. На поверхность земли было выброшено большое количество керамики, кирпича, костей и прочих предметов. И школьный учитель истории из Самосделки все находки, обнаруженные со школьниками, привёз в Астрахань и показал археологам. Оказалось, что значительная часть находок относится к домонгольскому времени. Тогда возникло предположение, что это хазарская столица, город Итиль. И учёные практически доказали, что Итиль находился действительно там.
Однако существует гипотеза, что в дельте Волги в эпоху средневековья — примерно с начала XI до середины XIV века — существовала страна Область Саксин.
Две страницы мелким почерком
— Мы обнаружили остатки большого города, который в середине XIV века был затоплен водой. Полностью перекрытый речными обложениям, культурный слой сохранился прекрасно. Там есть остатки крепости хазарского времени. Но хазарский слой тонкий, около 20 сантиметров. А наиболее интересный трёхметровый слой, относящийся к городу Саксину, — говорит Дмитрий Васильев.
Арабский писатель-путешественник, правовед Абу Хамид аль-Гарнати 20 лет прожил в Саксине и оставил подробное описание города: «две страницы, но мелким почерком».
— Он описывает жителей города, их этнический состав, разные типы жилищ. Указывает местоположение города и ширину рек, которые вокруг него текут. Пишет, чем питаются жители, чем они занимаются, во что одеваются, с кем торгуют, какие у них деньги. Мы вживую находим подтверждение каждому слову аль-Гарнати, — говорит Дмитрий Васильев.
Благодаря раскопкам в Саксине археологи смогли сопоставить находки из Самосделки и из других уголков дельты и выяснить, что это действительно единая культура, единая страна. Её население жило под защитой широких рек и практически не боялось набегов кочевников. Единичные нападения половцев не мешали бурному развитию города-анклава. Саксин был важным пунктом для всей континентальной торговли, потому что с него начинался Волжский торговый путь. Именно сюда приходили морские суда из Ирана, Азербайджана, Юго-Восточного Прикаспия и Хорезма. Здесь проходила погрузка товаров на речные суда, которые в дальнейшем отправлялись в Волжскую Булгарию, на Средний и Северный Урал, на Русь и даже на Балтику. Недалеко от Самосделки среди находок были обнаружены православные нательные кресты, которые имеют два региона распространения — Киев и северо-западные русские земли: Новгород, Псков, побережье Балтийского моря, Финляндия, острова Готланда, Сааремаа.
— Крестики в ту пору носили очень богатые люди — купцы, знать. Возможно, здесь была колония русских купцов, которые теряли свои крестики. Это говорит о том, что торговый путь от Балтики до Волги в XII веке функционировал в полный рост.
Последний день Саксина
В Саксине жили остатки хазар, огузы (предки турок, туркменов и азербайджанцев), волжские булгары, сувары и купцы мусульманских стран.
В 30-х гг. XIII века монголы перешли волжские протоки по льду, неожиданно напали и разгромили город. В течение всего XIII века столица восстанавливалась из руин. Но поскольку монголами был разорён Иран, торговать стало не с кем. Торговля по Каспийскому морю возобновляется только в начале XIV века. К этому времени все руины были снесены, заново отстроены кварталы. Но городу не повезло — началась трансгрессия Каспия — подъём воды, — и Саксин был затоплен.
— Население ушло севернее, в окрестности Красного Яра. Возможно, часть астраханских татар, которые жили в составе Золотой Орды, а затем в Астраханском ханстве, сохраняли традиции земледелия, скотоводства и рыболовства Области Саксина. Теперь мы можем с большей уверенностью говорить, что история астраханских татар восходит ещё к хазарским временам. Изменилось только этническое наименование.
Метки новости