Астраханский госуниверситет продолжает совершенствовать систему педагогического образования

25.11.2019
Астраханский госуниверситет продолжает совершенствовать систему педагогического образования

В Минобрнауки России состоялось первое заседание Совета по развитию педагогического образования под председательством министра науки и высшего образования РФ Михаила Котюкова. Речь шла о координации межвузовского взаимодействия, основных принципах государственной политики в сфере гуманитарного и педагогического образования и развитии научных исследований в области педагогики.

В заседании приняли участие заместитель министра науки и высшего образования РФ Марина Боровская, заместитель министра просвещения РФ Виктор Басюк, президент Российской академии образования Юрий Зинченко, директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Екатерина Бабелюк, ректоры ведущих российских вузов и эксперты в области высшего образования.

Создание Совета по развитию педагогического образования было инициировано Министерством науки и высшего образования РФ и Министерством просвещения РФ — об этом сообщил Михаил Котюков. Министр отметил, что перед советом стоят важные задачи, связанные с вопросами координации межвузовского взаимодействия, определения основных принципов государственной политики в сфере гуманитарного и педагогического образования и развития научных исследований в области педагогики.

«Важен ответ на вопрос, какой должна быть продолжительность подготовки педагога и какими знаниями и навыками он должен обладать, завершая свое обучение», — подчеркнул Михаил Котюков.

Также министр добавил, что в настоящее время Минобрнауки России ведёт работу по совершенствованию методики распределения контрольных цифр приёма в высшие учебные заведения.

«Нам необходимо учитывать непростую демографическую ситуацию, которая ожидает нас в ближайшем будущем. Мы должны быстрее воспроизводить педагогические кадры, при этом предоставляя им возможности для непрерывного профессионального роста. Педагогическое образование должно быть самым лучшим в стране, чтобы в него шли самые талантливые ребята. Какие дополнительные мотивации нужно придумать, чтобы привлечь молодёжь? Этот вопрос мы снова будем обсуждать с регионами», — заключил Михаил Котюков.

Президент Российской академии образования Юрий Зинченко представил доклад на тему «Педагогическое образование и Стратегия научно-технологического развития РФ». Он отметил, что в такой многонациональной и поликонфессиональной стране, как Россия, нужно учитывать зарубежный опыт, адаптировать лучшие зарубежные практики, но в то же время многие задачи придётся решать самостоятельно. В том числе вопросы психологической подготовки педагогов, формирования новых компетенций в цифровом образовании, технологиях дистанционного образования и многие другие.

О практикоориентированности федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям бакалавриата рассказала председатель Федерального учебно-методического объединения в сфере высшего образования по педагогическим наукам Елена Казакова.

«Сегодня преподавать в школе может как выпускник бакалавриата, так и выпускник магистратуры. При этом система непрерывного педагогического образования является инструментом, который позволяет, при необходимости, получать дополнительные знания. У нас должны быть инструменты быстрого выхода преподавателей на рынок труда, но при этом в регионах необходимо создавать возможности и условия для получения преподавателями дополнительного образования и повышения квалификации», — отметила Елена Казакова.

В ходе мероприятия обсуждались вопросы развития методических ресурсов в сфере педагогического образования и перспективы создания цифровой онлайн-платформы, которая будет интегрирована в систему общей образовательной среды.

Также участники заседания обсудили преимущества целевой подготовки педагогических кадров. Система целевой подготовки направлена на решение кадровых вопросов в социально-значимых отраслях российской экономики, она позволяет регионам определять потребность в квалифицированных кадрах и строить перспективные планы социально-экономического развития.

Совершенствовать систему педагогического образования продолжает и Астраханский госуниверситет. Постоянно растёт количество бюджетных мест, выделяемых на педагогические направления подготовки по всем формам обучения. Если в 2018 году вуз принял на эти места 540 первокурсников, то в 2019-м — уже 568, а на 2020 год план приёма составит 617 человек.

Классический вуз, напомним, вырос из педагогического, в Астраханском регионе педагогов готовит только он, а значит, вполне закономерно, что и задачи обеспечения учителям профессионального роста тоже будет решать именно АГУ.

Так, в соответствии с задачей федерального проекта «Учитель будущего» (в составе нацпроекта «Образование») в университете созданы два центра «Учитель будущего»: в главном корпусе и на базе филиала в г. Знаменске. Именно они будут решать задачи, поставленные президентом: помогать учителям постоянно совершенствовать своё профессиональное мастерство, оттачивать его в рамках конкурсов, а также популяризировать профессию учителя.

На базе центра будут реализовываться программы дополнительного профессионального образования эксклюзивного содержания. Уже разработано порядка 20 таких программ: например, «Ландшафт профессионального развития современного учителя», «Педагогический дизайн урока», «Развитие future-skills современного учителя физики и астрономии», «Театральные технологии в работе учителя» и другие.

Торжественное открытие центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников «Учитель будущего» в АГУ состоится 18 декабря.

Управление информационной политики с использованием материалов Министерства образования и науки России