Студенты АГУ предложили способ повышения энергоэффективности солнечных модулей

08.07.2021
Студенты АГУ предложили способ повышения энергоэффективности солнечных модулей

Влияние нефтяной и газовой энергетики на экологию достигло катастрофических и глобальных масштабов. Частично решить проблему можно переходом от традиционной энергетики к возобновляемым источникам энергии. И именно солнечная энергия и солнечные батареи наносят окружающей среде минимальный ущерб.

Сотрудники научно-образовательного центра «Альтернативная энергетика» и студенты АГУ активно включились в проведение научных исследований энергоэффективности солнечных модулей в условиях высоких температур окружающей среды. А непосредственным поводом для выбора тематики послужил конкретный эпизод двухлетней давности.

«Эковолна» — первая в России экспедиция по рекам на судне, использующем солнечную энергию. В 2018 году ею был установлен рекорд самого протяжённого речного похода без использования горючего топлива — 5987 км от Балтийского до Каспийского моря. 1 сентября 2018 года солнечный катамаран «Эковолна» прибыл в Астрахань. В торжественной встрече и в заключительных научных мероприятиях уникальной экспедиции активно участвовали студенты и сотрудники АГУ.

В июле 2019 года на солнечном катамаране было совершено новое путешествие, на этот раз по маршруту Астрахань — Ростов — Астрахань. При этом в связи с перегревом оборудования, вызванным жарким климатом, выработка электроэнергии начала снижаться, отдельные фотоэлектрические модули вышли из строя и возникли проблемы с электроприводом.

Чтобы решить проблему, студенты факультета физики, математики и инженерных технологий АГУ Илья Шуршев и Артём Вилявин в течение нескольких лет вели научные исследования и представили полученные результаты на защите выпускных квалификационных работ.

Проект Ильи Шуршева получил название «Разработка солнечной судовой электростанции судна типа катамаран». Молодой человек внёс предложения по улучшению работы солнечной электростанции в жёстких климатических условиях южных регионов. По этому же направлению у Ильи имеются опубликованные статьи, одна из них — в издании уровня Scopus.

Логическим продолжением предыдущей темы стал дипломный проект «Разработка гребного электропривода судна типа катамаран», который представил Артём Вилявин. В этой работе были учтены недостатки первого исполнения электропривода солнечного катамарана и предложен новый подход к реализации электропривода на базе отечественных компонентов. Такая разработка дешевле, надёжнее и более ремонтопригодна.

Государственная экзаменационная комиссия оценила выпускные квалификационные работы Ильи Шуршева и Артёма Вилявина на отлично.

Физико-математический институт