Будущие филологи и журналисты углубили свои знания о трансформации языка масс-медиа

20.09.2023
Будущие филологи и журналисты углубили свои знания о трансформации языка масс-медиа

В библиотеке АГУ состоялась встреча студентов с Андреем Щербаковым, директором департамента научной деятельности Государственного института русского языка имени А. С. Пушкина. В круг обсуждаемых вопросов вошли дискуссионные проблемы, характеризующие особенности медиакоммуникации, тенденции трансформации языка и стиля СМИ, приёмы и средства экспрессивизации медиатекстов.

Открывая мероприятие, к присутствующим с приветственным словом обратилась декан факультета филологии и журналистики Людмила Касьянова:

«Сегодняшняя встреча организована в рамках VIII Каспийского медиафорума, который стал главным событием этих сентябрьских дней. Он традиционно становится площадкой для заинтересованного обсуждения самых животрепещущих вопросов современного медиапространства».

По словам Андрея Щербакова, актуальность поднимаемой темы «Язык и стиль современных медиа» связана с тем, что мы живём в эпоху широкого развития социальных сетей, различных видов, форм, средств массовой коммуникации.

«Сейчас существенно расширяется публичное коммуникативное пространство: в нём может оказаться практически любой человек в любой момент. А коль скоро и возраст участников публичных коммуникаций, и их уровень образования, воспитания, социальный статус очень разный, то, соответственно, мы имеем дело с очень разными по качеству текстами», — отметил ученый.

Спикер акцентировал внимание аудитории на изменениях в использовании речевых жанров: какие-то теряют свою актуальность и уходят на периферию, другие, наоборот, становятся важными, формируются и новые жанры.

«Мы всё реже имеем дело с текстами на традиционных бумажных носителях и всё чаще с текстом на экране мобильного устройства и компьютера. Изменение фактуры текста повлекло за собой изменения, связанные с их производством, продуцированием и восприятием», — обратил внимание студентов выступающий.

На конкретных примерах Андрей Щербаков убедительно показал, что в современной коммуникации на русском языке в целом и в масс-медиа в частности однозначный сдвиг делается в сторону экспрессии, а не стандартизованности. На фонетическом уровне это проявляется в изменении интонационного рисунка, на лексическом — в обретении словами новых значений и новых стилистических красок, на уровне грамматики — в расшатывании нормы и предпочтении разговорных грамматических вариантов.

Эти и другие способы и средства привлечения и удержания внимания, языковой игры, использования вербальных и невербальных знаков в комических целях и многое другое делают текст более ярким.

Формат и проблематика мероприятия вызвали живой интерес у студентов, которые задали спикеру множество вопросов, получив на них развернутые ответы.

Управление по информационной политике и связям с общественностью