Филолог АГУ рассказала о концепции преодоления речевой агрессии

30.09.2024
Филолог АГУ рассказала о концепции преодоления речевой агрессии

Заведующая кафедрой русского языка Астраханского государственного университета имени В. Н. Татищева Мария Лаптева выступила с открытой лекцией для студентов «От речевой толерантности к миропорядку на Прикаспии». Мероприятие стало частью акции, приуроченной к 10-летию Российского научного фонда.

Руководитель грантового проекта «Концепция преодоления речевой агрессии в образовательном пространстве Прикаспия», поддержанного РНФ и министерством образования и науки Астраханской области, рассказала собравшимся об истории создания Российского научного фонда, его основных задачах и приоритетах, а также о своём пути в науке.

Лектор отметила актуальность той научной тематики, которую в настоящее время она разрабатывает со своей проектной командой. В текущих политических условиях большую роль играет сохранение миропорядка на территории Астраханской области — южного форпоста России, а также поддержание дружественных отношений с прикаспийскими государствами. По словам спикера, противостоять различным угрозам можно с помощью языка как фактора, который объединяет все народы, проживающие в Прикаспии.

Среди казахов, туркмен, азербайджанцев и даже иранцев много русскоязычных, поэтому необходимо продвигать, популяризировать и сохранять положительное отношение к русскому языку, российскому образованию и культуре. Один из путей — преодоление речевой агрессии в образовательном пространстве, в поликультурных школах и классах, где у детей, обучающихся вместе, должна формироваться и развиваться речевая толерантность.

«Экология языка — залог экологии культуры, а следовательно, и социальной безопасности», — подчеркнула Мария Лаптева.

Учёный перечислила этапы работы над проектом и те результаты, которых уже удалось достичь. На данный момент научным коллективом изучены ситуации возникновения речевой агрессии в поликультурных школах города Астрахани и Астраханской области, выявлен уровень речевой толерантности учащихся данных школ, сформулированы принципы эффективной межкультурной коммуникации в образовательных организациях региона с многонациональным составом учащихся, определены педагогические условия реализации принципов успешного диалога культур народов Прикаспия, описана методика преодоления речевой агрессии в рамках межкультурной коммуникации народов Прикаспия и разработана новая педагогическая технология формирования речевой толерантности билингвальной личности в обучении.

В завершение Мария Лаптева анонсировала скорый выход в свет учебного пособия «Основы речевой толерантности», написанного членами научного коллектива, работающего над грантом, а также рекомендовала студентам пробовать свои силы на научном поприще и обязательно реализовывать идеи, принимая участие в различных научных мероприятиях.

Управление по информационной политике и связям с общественностью