Два? Четыре!
«От сессии до сессии живут студенты весело, а сессия всего 2 раза в год». Хрестоматийная фраза звучит несколько ошибочно для студентов ФБиЭ, ФМиИТ, ЮФ, АФ, ФПСРиФК, ФТФ и ФСК, которым в этом году предстоит пережить 4 зачётно-экзаменационных периода. Первый уже позади. Каковы результаты?
Проректор по учебной работе А.М. Трещёв
«Инициатором эксперимента по переходу на 4-семестровый учебный год был ректорат, участниками стали студенты 7 факультетов нашего вуза. Общее впечатление всех причастных положительное, однако есть и замечания. Сейчас мы анализируем допущенные просчёты, среди которых, в частности, возникшая излишняя интенсивность учебной нагрузки некоторых преподавателей, работающих на нескольких «экспериментальных» факультетах. В отдельных случаях количество часов у коллег в неделю достигало предельно допустимых показателей! Такого, безусловно, в дальнейшем следует избегать, распределяя учебную нагрузку более равномерно, но это уже дело заведующих кафедрами. Необходимо также уточнить список учебных дисциплин, не подлежащих «сжатию» до мини-семестра. К таким, очевидно, относятся философия и юридические науки: их изучение предполагает знакомство со многими дополнительными материалами, на что требуется немало времени.
К плюсам данного проекта можно отнести 2 момента. Во-первых, студентам стало легче учиться и сдавать сессию. Во-вторых, у преподавателей появилась возможность на более ранних этапах выявлять пробелы в образовании студентов. Это позволяет вовремя принимать необходимые меры.
Хочу отметить, что важной составляющей данного процесса стала информационная поддержка эксперимента, которую осуществляет Официальный интернет-портал нашего университета и лично Г.В. Белякова. Своевременное, объективное и корректное освещение этого направления учебной работы обеспечило заинтересованность всего университетского сообщества, что позволило нам, организаторам эксперимента, наладить постоянную обратную связь с теми, для кого и было всё задумано, – со студентами и преподавателями.
Сейчас идёт «работа над ошибками», продолжается анализ первых результатов эксперимента. В январе на заседании ректората планируется обсуждение этого вопроса».
Декан факультета бизнеса и экономики О.К. Минёва
«По итогам семестра, проходившего с 1 сентября по 27 октября, количество студентов, которые сдали сессию с первого раза, увеличилось почти на 8 %. Опрос первокурсников и преподавателей показал, что абсолютное большинство из них являются сторонниками 4-семестрового учебного года. Заложенная в модульной (блочной) системе интенсификация процесса познавания дисциплин позволяет получить очень хорошие результаты!»
Декан юридического факультета Е.В. Савельева
«Наш опыт показал, что данная модель обучения имеет следующие преимущества: содержание обучения представлено в законченных, самостоятельных блоках, завершающихся сдачей зачёта или экзамена; каждый студент работает большую часть времени самостоятельно, таким образом, может определить уровень своих знаний, увидеть свои пробелы; наличие модулей позволяет преподавателю индивидуально работать с обучаемыми; преподавателям приходится проявлять всё своё педагогическое мастерство, чтобы заинтересовать студентов, так как при изучении некоторых дисциплин занятия проводятся ежедневно.
Недостаток обучения: если модуль рассчитан лишь на семестр и студент, к примеру, болел больше месяца, то сложно в короткие сроки устранять пробелы в знаниях».
Декан аграрного факультета Н.М. Семчук
«Мы с удовольствием присоединились к эксперименту. Замечу, что для нас это не впервые, мы уже пробовали подобным образом организовать учебный процесс. Анкетирование, проведённое среди педагогов, показало их удовлетворённость данным экспериментом: появилось больше свободного времени, которое они могут использовать для научной работы, командировок, профориентационных и иных поездок в районы области.
О студентах. Известно, что чем меньше предметов, тем легче они усваиваются: у обучающихся улучшается сам процесс запоминания. Практически все студенты одобрили новую систему. Они довольны тем, что изучают не 8–10 предметов, а 3–4, но более глубоко. Студенты выразили готовность и дальше участвовать в эксперименте.
Конечно, есть некоторые трудности, например, выполнение проектов, которые рассчитаны более чем на 2 месяца. Но такие работы можно «растянуть» на несколько семестров».
Инновационная лаборатория информационной лингвистики