EN

Образовательный эксперимент: внедряем новые технологии

02.12.2014
Образовательный эксперимент: внедряем новые технологии

Декан факультета социальных коммуникаций нашего вуза Л. В. Баева рассказывает об организации в Астраханском государственном университете учебного процесса по философии в объединённых потоках студентов

«Первая часть образовательного эксперимента, задачами которого, помимо повышения качества учебного процесса и степени вовлечённости в него обучающихся, являлись разработка и внедрение командных, проектных, интерактивных и творческих методик работы со студентами, была запущена с начала учебного года.

Чтобы дать чёткое представление о сложности цели, поставленной перед кафедрой философии, нужно отметить, что в рамках инновационного проекта преподавательской команде из 8 человек предстояло провести лекционные занятия с потоками более чем 250 слушателей, семинарские – с более чем 60. Создание команды преподавателей, гармонично сочетавшей лучшие достижения и методики всех сотрудников кафедры, – первый шаг к реализации эксперимента. Лекторам, конечно, пришлось поработать над тем, чтобы объединить различные подходы к преподаванию, уникальную манеру ведения занятий. Для того чтобы эффективно взаимодействовать со студенческой аудиторией и мобильно реагировать на изменения, была создана информационная среда на доступной интернет-площадке. Группа в популярной социальной сети стала и источником актуальных учебных материалов, и мощным инструментом обратной связи.

Курс лекций и семинарских занятий был распределён следующим образом: каждую субботу в течение 3 пар студенты полностью погружались в предмет. Во время лекций обучающихся координировала команда преподавателей – 4 лектора и 4 ассистента, которые всегда находились в зале. Лекция, используя терминологию «Дао Тойота», делилась на такты, ритм каждого такта – 10–15 минут. Было важно каждую лекцию сделать яркой, потому что философия – это знание личностное, передаваемое от сердца к сердцу. Эстетическая, визуальная сторона помогла, как мне кажется, более продуктивно усвоить материал и сделала курс более интересным для изучения. Этому способствовала и большая доля интерактивности: вместо стандартных 20–30 % была поставлена задача достигнуть 100 % интерактива на семинарах и 80 % – на лекциях.

Приведу в качестве примера скетчноутинг – технологию, позволяющую аккумулировать полученные за время лекции знания, создавать яркие визуальные образы, выделять уникальные идеи и включать незадействованные резервы. Мы также использовали метод «включённого второго микрофона», который дал возможность всем заинтересованным студентам быть услышанными. В мини-опросах после каждого лекционного блока ребята голосовали с помощью пультов. Внимание, живой интерес и необходимый уровень активности поддерживались известными со школьных времен интеллектуальными и физическими разминками.

На семинарах заявленный стопроцентный уровень интерактивности достигался соблюдением принципа командной работы. Но для того чтобы организовать такую работу среди студентов, необходимо было сначала продемонстрировать её особенности, поэтому каждое занятие вели 2 преподавателя (доцент и ассистент), показывая, как можно взаимодействовать между собой, учиться друг у друга. Этот принцип называется супервизия.

Стихосложение методом синквейна и защита творческих фото-проектов, анализ философских афоризмов и текстов, ответ по чужой презентации и опрос «по цепочке» – все эти интерактивные методы пробуждают креативное мышление, способствуют систематизации знаний, дают опыт группового планирования, вырабатывают у студентов навыки по анализу и решению реальных проблем.

Результаты эксперимента проявятся не сразу, но уже можно подвести предварительные итоги. Завершился первый модуль, и все студенты сдали экзамен. Мы понимаем, что, возможно, на других этапах будут иные результаты, поскольку учебный процесс во многом зависит от посещения занятий студентами и активности обучающихся.

Начавшийся в этом учебном году масштабный эксперимент многое дал и студентам, и преподавателям. Теперь, по заверению всех участников проекта, будет трудно вернуться к стандартным формам лекций и семинаров».

Беседовала Н. И. Кириллова (Инновационная лаборатория
информационной лингвистики)