EN

Факультет дружбы народов

02.02.2015
Факультет дружбы народов

Уже 10 лет в Астраханском государственном университете функционирует факультет довузовской подготовки иностранных граждан. Об основных направлениях деятельности ФДПИГ, перспективах развития данного структурного подразделения, а также нововведениях рассказала декан Н. Ю. Санникова

Н.Ю. Санникова«В этом году на ФДПИГ обучаются студенты почти из 20 государств: Чада, Ирана, Вьетнама, Ганы, Гвинеи-Бисау, Замбии, Египта, Иордании, Кот-Д’Ивуара, Конго, Нигерии, Сирии, Сенегала, Японии, Туркменистана, Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана.

Уже второй год факультет готовит студентов-иностранцев не только для АГУ, но и для Астраханского государственного технического университета, Астраханского государственного медицинского университета, а также других российских вузов (Владивостока, Волгограда, Казани, Нижнего Новгорода, Краснодара, Москвы). Обучение ведётся на коммерческой и бюджетной основах. Его стоимость составляет 40 000 рублей в год. Для того чтобы обучаться на бюджетной основе, представители других государств обращаются в министерство образования своей страны и получают направление на обучение в российском вузе при наличии высоких баллов в документе о среднем образовании и свободных мест. В этом году каждый пятый студент – бюджетник.

В прежние годы в группах обучалось по 18 человек, сейчас же в основном – по 10, что способствует достижению более высоких результатов в освоении программ довузовской подготовки иностранных граждан. Стоит отметить, что мотивация иностранцев к обучению, как, впрочем, и отдача, значительно выше, чем у российских студентов: студенты из ближнего и особенно дальнего зарубежья более целеустремлённые, ответственные, они серьёзнее относятся к занятиям, поскольку для многих из них это долгожданный шанс получить высшее образование, которое на родине иногда недоступно.

Учебный процесс на факультете строится следующим образом. В течение первого семестра изучаются дисциплины «Русский язык (общее владение)» и «Фонетический практикум». В начале второго семестра студенты выбирают 1 из профилей (гуманитарный, экономический, технический, естественнонаучный, медико-биологический), в соответствии с которым начинают изучать специальные дисциплины. Кроме того, добавляются такие дисциплины, как «Страноведение» (география, политика, экономика, традиции России), «Язык специальности» и «Информационные технологии».

В этом учебном году в связи с поздним заездом студентов из Ганы, которые впоследствии планируют поступать в Астраханский государственный медицинский университет, впервые проводилось интенсивное обучение русскому языку. Два месяца занятия в этой группе проходили ежедневно по 8 часов, в результате чего студенты получили возможность изучать специальные дисциплины в общих профильных группах, где русский язык преподавался с 1 сентября.

Ещё одна «образовательная новость» – внедрение в практику преподавания на ФДПИГ дисциплины «Культурно-адаптационный практикум». Отмечу, что в российских вузах примеры реализации подобных программ единичны, учебных пособий и другой вспомогательной литературы практически нет. Данный курс, разработанный преподавателями ФДПИГ, посвящён речевой и социальной адаптации иностранных студентов в России. Обучающиеся закрепляют навыки общения на русском языке во время посещения музеев, театров, выставок, знакомства с достопримечательностями Астрахани и пр.

Немаловажную роль в адаптации наших студентов играют университетские концерты, в которых иностранцы с удовольствием принимают участие. Такие мероприятия позволяют видеть результат нашего труда: кажется, что только вчера приехали ребята, ни слова не понимающие по-русски, – и вот они уже стоят на сцене и с удовольствием и лёгкостью исполняют популярные российские песни. Так что живут наши иностранцы насыщенной студенческой жизнью!»

Инновационная лаборатория информационной лингвистики