Готовим кадры для робототехнической отрасли
О реализации направления подготовки бакалавров «Мехатроника и робототехника» в Астраханском государственном университете рассказал директор Института исследований и решения технологических задач А. В. Рыбаков
«Готовить инженеров в области робототехники наш университет начал 7 лет назад (специальность «Робототехнические системы», впоследствии – направление подготовки бакалавров «Мехатроника и робототехника»). Идея обучения специалистов в данной сфере возникла в ходе сотрудничества с судостроительными предприятиями региона, у которых появилась потребность в применении роботов для проведения сварочных работ. На тот момент АГУ реализовывал специальность «Сварочное производство», преподаватели уже имели соответствующее образование и опыт. Это направление и потенциальная специальность «Робототехнические системы» (с упором на судостроительную отрасль), как мы посчитали, составили бы хороший тандем. Итак, был проведён ряд консультаций с ведущим инженерным вузом России – Московским государственным техническим университетом им. Н. Э. Баумана: наше руководство встречалось с представителями кафедры робототехники, знакомилось с наработками московских учёных. Особую поддержку в открытии данной специальности АГУ оказал заведующий кафедрой А. С. Ющенко.
Поскольку это было новое для вуза направление образовательной деятельности, конечно, возникали проблемы, но в итоге мы их с успехом преодолели. В первую очередь, встал вопрос об обучении профессорско-преподавательского состава. Чтобы преподавать специальные дисциплины, нужно профильное образование, которого мы тогда не имели. Было решено пройти обучение по очно-заочной форме в МГТУ им. Баумана. У нас уже, естественно, имелось высшее образование (а то и 2), поэтому часть дисциплин нам перезачли. Мы регулярно ездили на лекции, семинарские занятия, сдавали сессии… К тому времени как у первого набора студентов по специальности «Робототехнические системы» началось освоение профильных дисциплин, соответствующее образование нами было уже получено.
Возникали сложности и с оборудованием, необходимым для обучения будущих робототехников. На сегодняшний день вузом приобретены новейшая техника и современное программное обеспечение. У нас есть лазерный и раскройные станки, станки для изготовления печатных плат, сварочный манипулятор KUKA, 3D-принтер. Техника дорогостоящая, поэтому сейчас мы ищем возможности получения грантов для дальнейшей комплектации оборудования.
Робототехническая отрасль в последнее десятилетие очень активно развивается как за рубежом, так и в России, поэтому востребованность специалистов в данной сфере очень высока. В процессе обучения студенты получают навыки проектирования и программирования робототехнических систем (в том числе – мобильных роботов), управления ими, разработки собственных систем для различных типов роботов и т. д. В нашем регионе есть более 10 предприятий, использующих в своей деятельности станки для лазерной и плазменной резки, фрезерные координатные станки, сварочные манипуляторы и другую технику, для эксплуатации которой нужны соответствующие специалисты.
Среди проектов, над которыми мы сейчас работаем, – мобильные роботы для оказания помощи МЧС, в частности – при пожаротушении, сигнализации поклёва рыбы, обработки сельхозугодий и др. Надеемся, что в ближайшее время нам удастся изготовить опытные образцы.
Несмотря на то, что робототехника – достаточно новое направление для университета, у нас уже имеются серьёзные достижения: диплом Выставки научно-технического творчества молодёжи – 2012 за успешную научно-исследовательскую деятельность (проект «Разработка станка для лазерной резки и гравировки с управлением через интерфейс RS232»), золотая медаль Международной выставки изобретений «SIIF-2014» (проект «Мобильный робот-дефектоскоп»), диплом победителя выставки в рамках форума «Дни инноваций в Астраханской области – 2015» по направлению «Перспективный инновационный проект» в номинации «Экология, жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство» (тот же проект), неоднократные победы в программах Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере «Умник» и «Старт». Команда АГУ «А-robot» – постоянный участник Международных молодёжных соревнований робототехнических команд «Eurobot». В 2014 году в рамках российского тура мы заняли 4 место, обойдя несколько московских технических вузов. В следующем году будем стремиться войти в тройку лидеров, что даст право участвовать в европейском этапе соревнований.
У нас имеется Центр перспективных технологий в электронике и робототехнике, основные задачи которого – реализация инновационных проектов и поддержка изобретательской деятельности студентов. Центр объединяет инженерных специалистов из таких областей, как робототехника, сварочное производство, информационные технологии, электроника и микроэлектроника, машиностроение и пр. Кроме того, мы организуем профориентационную работу со старшеклассниками: знакомим их с основами работотехники, обсуждаем идеи создания роботов, занимаемся конструированием. Многие из этих выпускников впоследствии становятся студентами АГУ и реализуют свои проекты в ходе обучения. Не забываем мы и о младших школьниках, которые могут заниматься в Кружке робототехники. Подчеркну, что в Астрахани больше нет подобных секций для детей 6–7 лет. Развивать творческое инженерное мышление нужно с самого раннего возраста!»
Беседовала Т. Ю. Гаврилкина (Инновационная лаборатория информационной лингвистики)
Фото из личного архива А. В. Рыбакова