Философский конгресс: о человеке и для человека
Декан факультета социальных коммуникаций Астраханского государственного университета Л. В. Баева рассказала об участии в VI Российском философском конгрессе «Философия. Толерантность. Глобализация. Восток и Запад – диалог мировоззрений».
«Форум, прошедший в столице Башкортостана Уфе, объединил около 1 500 учёных из Казахстана, Китая, Турции, Кыргызстана, Таджикистана, Ирана, Израиля, Узбекистана, Азербайджана, Испании, Болгарии, Бельгии, Украины, России. Этот конгресс собирается раз в 4 года; его организатором выступает Российское философское общество, Астраханское отделение которого уже много лет возглавляет доцент кафедры философии АГУ Л. Я. Подвойский.
Тематика основных докладов, представленных на пленарном заседании, касалась проблем глобализации, сложной ситуации в мире в связи с миграцией, войной в Сирии и др. Открыл встречу президент Российского философского общества академик В. С. Стёпин: он обозначил основные философские вопросы, которые планировалось обсудить на конгрессе. Социально-политическая проблематика прозвучала в докладе Чрезвычайного и Полномочного посла Исламской Республики Иран в Российской Федерации С. Мехди. Значимым для участников конгресса было и выступление почётного президента Международной федерации философских обществ И. Кучуради, посвящённое вопросам толерантности в связи с обеспечением прав человека в различных странах мира.
Мне довелось быть соруководителем секции по философской антропологии, наряду с профессором Санкт-Петербургского государственного университета Б. В. Марковым. На заседании обсуждались проблемы внутреннего мира человека, его ценности, смысл жизни, духовное и биосоциальное развитие. В этом году важным направлением работы секции оказались вопросы трансформации природы человека в связи с расширением медийного пространства, гендерными изменениями, использованием кибертехнологий, профориентационным развитием личности. Среди центральных проблем дискуссии были также homo militaris (человек в условиях армии), человек технократичный и пр.
Участие в конгрессе – это не только заслушивание научных докладов, но и продуктивное общение с коллегами. В ходе работы круглых столов обсуждались вопросы преподавания в области философии, в частности – обучение больших потоков студентов АГУ с применением инновационных методик. Гуманитарное образование сейчас переживает не лучшие времена; на этом фоне повышение внимания к философии со стороны руководства нашего вуза и студентов вызвало положительную реакцию у собравшихся.
В рамках конгресса состоялось также заседание Учебно-методического объединения, которое возглавляет декан философского факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова В. В. Миронов. Дискуссия велась по вопросам использования государственных стандартов бакалавриата, магистратуры, аспирантуры в работе вуза, повышения индекса цитирования, участия преподавателей в различных международных проектах и программах. Подчёркивалось, что гуманитарное сообщество в целом имеет достаточно низкий индекс цитирования по сравнению, например, с точными науками. Необходимо изменить сложившуюся культуру цитировать в научных работах только классиков и не показывать знание работ своих коллег. Не могу сказать, что в нашем вузе ситуация с наукометрическими показателями критическая, тем не менее, этому направлению нужно уделять больше внимания.
На конгрессе преобладало скептическое настроение в оценке происходящих изменений в системе образования, в частности – «поворота» от гуманитарных наук к точным и естественным, с чем связаны определённые опасения, которые высказывались на заседаниях разных секций. С одной стороны, технократизация общества, смещение ценностей от социальных, этических в сторону материальных, технических, экономических – объективный, не зависящий от нас процесс. Система образования меняет уклон от общего образования к узкопрофессиональному, и это чревато тем, что в ближайшее время мы получим специалистов, чьи знания и ценности будут ограничены только определённой профессией, без понимания междисциплинарного контекста, без выраженной гражданско-патриотической направленности. Несмотря на все происходящие события, патриотические настроения в нашей стране возрастают, но, как показывают последние социологические опросы, уровень доверия граждан к государству, его институтам падает, снижается мотивация проявления политической активности. От социальной жизни человек уходит в частную: каждый занят только своими потребностями и интересами. Такая ситуация может ослабить любое общество. Система ценностей должна формироваться не спонтанно, а целенаправленно, чему, в частности, способствует изучение в школе и вузе истории, философии, социологии, политологии, этики. В качестве рекомендации для решения указанных проблем участниками конгресса была выдвинута идея о введении в учебные планы новых, современных дисциплин. Таковыми могут стать, например, этика информационного общества, коммуникации в виртуальном пространстве, основы культурной безопасности конкретного региона.
В целом, можно отметить, что, какие бы макропроблемы не обсуждались на конгрессах, конференциях, симпозиумах по философии, в центре внимания всегда был и остаётся человек».
Беседовала Т. Ю. Гаврилкина (Лаборатория по информационной поддержке web-ресурсов АГУ)
Фото из личного архива Л. В. Баевой
Лаборатория по информационной поддержке web-ресурсов АГУ