Как первокурснику адаптироваться к студенческой жизни: советы от психолога АГУ
Поступление в вуз — событие безусловно радостное, но в то же время почти двум тысячам ребят скоро предстоит выйти из зоны летнего комфорта и погрузиться в новую для себя студенческую жизнь. Как пройти этот этап наиболее безболезненно и эффективно? Секретами успешной адаптации делится доцент факультета психологии Ольга Камнева.
В первые месяцы учёбы первокурсники, как правило, сталкиваются с целым комплексом трудностей. Это и увеличение числа и сложности изучаемых дисциплин, и непривычная система организации занятий, и необходимость выстраивать взаимоотношения в новом коллективе — как с преподавателями, так и со сверстниками. К этому зачастую добавляется неумение организовать себя, выливающееся в недостаток свободного времени, а порой и такая специфическая проблема приезжих студентов, как нехватка материальных средств.
Преодолеть временные трудности поможет скорейшая психологическая адаптация к жизни и статусу студента вуза.
С точки зрения психологии адаптация предполагает адекватное функционирование организма в изменённых условиях с учётом личностных характеристик человека, таких как темперамент, самооценка, тревожность, локус-контроль, рефлексия, мотивация.
«Находиться в процессе адаптации — значит выйти из тех условий, к которым привык человек, и перейти к жизнедеятельности в новых условиях, отличающихся от привычных. Можно ли этого избежать? Нет. Иногда люди по незнанию стремятся в новых условиях оградить себя от непривычной обстановки, оставить всё как есть. Это самообман, который впоследствии приводит к дезадаптации. Необходимо помнить: хотим мы этого или нет, но условия новые, и функционировать в прежнем режиме уже не получится», — поясняет Ольга Камнева.
По словам эксперта, студенты, которые не хотят менять свой образ жизни, обычно жалуются, что им много задают, преподаватели относятся несправедливо и «вообще много от них хотят».
Что же делать, чтобы процесс адаптации к новым условиям прошёл эффективно? Не бежать от него, а принять и активно включиться в процесс. Адаптация может занимать от одного до нескольких месяцев и предполагает несколько стадий: от осознания новых условий и терпимости к ним до аккомодации и ассимиляции — активного вовлечения в учебный, научный, творческий процесс.
«Наиболее действенный способ адаптации к новым условия — активное изменение себя и среды. Пассивное подчинение особенностям среды — неэффективная форма, а пассивное ожидание изменения себя и внешних условий просто бесперспективно», — подчёркивает психолог.
Ольга Камнева подобрала для первокурсников несколько эффективных стратегий адаптации к обучению в вузе. В чём они заключаются? Читайте в нашем новом лонгриде.
Метки новости