Учёные Астраханского госуниверситета помогают ОАО «РЖД» в решении технических проблем

25.02.2020
Учёные Астраханского госуниверситета помогают ОАО «РЖД» в решении технических проблем

C 10 по 13 февраля 2020 года студенты факультета физики, математики и инженерных технологий АГУ во главе с деканом Николаем Выборновым совершили рабочую поездку в г. Саратов в филиал ОАО «РЖД» — Приволжская железная дорога. Представители вуза в специальном вагоне-лаборатории занимались испытаниями контактной сети для устранения ряда проблем на железной дороге.

Напомним, что сотрудничество Астраханского госуниверситета с РЖД началось ещё в октябре 2018 года. Тогда на встрече ректора Константина Маркелова и заместителя начальника службы технической политики Приволжской железной дороги Руслана Султанова впервые была высказана мысль о применении разработок АГУ.

Стоит отметить, что ОАО «Российские железные дороги» как индустриальный партнёр Астраханского госуниверситета заинтересовано в проектах вуза и следит за ходом усовершенствования разработок, которые в перспективе будут внедрены в производство.

«Во время многочисленных встреч руководящего инженерного состава Приволжской железной дороги со студентами и сотрудниками АГУ обсуждался ряд проблем, с которыми компания сталкивается в работе повседневно. Наш факультет предлагал свои проекты и технические разработки по их решению. Некоторые из них в перспективе будут внедрены в производство», — рассказал Николай Выборнов.

Например, разработка системы энергоснабжения на основе подповерхностных электромагнитных генераторов под руководством заведующего кафедрой общей физики Анатолия Лихтера уже получила поддержку от РЖД, прошла необходимые экспертизы, в том числе в Москве. Ещё один усовершенствованный проект — «Применение импульсной системы торможения вагонов» директора физико-математического института Алексея Рыбакова — тоже рассматривается в столице.

«Чтобы предложить руководству РЖД прототипы решений, необходимо было ознакомиться с ситуацией на месте. Например, зимой особо остро стоит проблема обледенения проводов. Важно было понять, куда именно нужно внедряться, как включать свои роботизированные системы, как они должны двигаться по данным сетям. В результате работы вопросов стало ещё больше. С сотрудниками вагона-лаборатории мы наметили ещё семь сопутствующих проблем. Это автоматизированная информация, поступающая диспетчеру, расположение балансирующих грузов, а также промеры высот и расположение контактных сетей по отношению к железнодорожному полотну, исследование параметров износа контактного провода, гашение колебаний проводов и др.», — пояснил Николай Выборнов.

По словам декана факультета физики, математики и инженерных технологий, проблематика осталась, поэтому делегации университета необходимо продолжить исследования. В марте вагон-лаборатория прибудет в Астрахань, и учёные АГУ продолжат испытания по устранению ряда проблем.

«Для каждой задачи создаётся рабочая группа, состоящая из студентов и преподавателей факультета. В числе вопросов — токи и датчики, мехатронные системы и контактные провода между рельсовыми стыками. Пройдём внутренние экспертизы, после чего можно говорить о получении первичного промышленного образца», — отметил Николай Выборнов.

В ходе такой проектной работы любая компетенция закрепляется на практике. Ребята, кроме теоретического материала, сталкиваются с реальными задачами, например, промером износа контактного провода. Здесь необходимы знания и математики, и физики, и всех тех специальных дисциплин, которые студенты изучают в вузе.

По словам декана, сотрудничество с ОАО «РЖД» — это реальная возможность применить свои теоретические знания на практике. Студенты, которые проходят эту школу, становятся на порядок выше. А главное, у них появляется уникальная возможность уже во время обучения познакомиться с потенциальными работодателями.

Управление информационной политики

Фото: факультет физики, математики и инженерных технологий