«Сильные идеи для нового времени»: АГУ представляет педагогический дизайн будущего

12.08.2020
«Сильные идеи для нового времени»: АГУ представляет педагогический дизайн будущего

Проект учёных Астраханского госуниверситета «Прототипирование умного дома с Андреем Бахметьевым для формирования бытовых компетенций в технологической области у детей-сирот» входит в число 27 перспективных разработок, заявленных вузом для участия во всероссийском форуме. Мероприятие проводится Агентством стратегических инициатив и Фондом Росконгресс и состоится 27–28 сентября 2020 года в Сочи.

Целью программы является развития у детей-сирот компетенций в области безопасной эксплуатации электронных и электрических бытовых приборов умного дома посредством прототипирования с использованием дидактических конструкторов «Знаток» Андрея Бахметьева — известного российского изобретателя и телеведущего.

Целевая аудитория — учителя технологии, педагоги дополнительного образования, преподаватели высших учебных заведений.

«Система и процесс образования меняются благодаря, с одной стороны, эволюции ожиданий общества, а с другой — быстрому распространению новых технологических решений жизнедеятельности человека. Подготовка детей-сирот к самостоятельной взрослой жизни вне изолированного учреждения, детей, выросших вне латентных образцов самостоятельного обслуживания своего дома, которое сегодня немыслимо без многочисленных электронных гаджетов и электрических приборов, требует вмешательства в образовательный ландшафт», — отмечает декан факультета педагогики и социальной работы АГУ, профессор, руководитель проекта Галина Палаткина.

По мнению разработчиков, сложные проблемы современной образовательной практики требуют технологических решений, которые бы давали чёткие педагогические ориентиры и воспроизводимые развивающие и формирующие алгоритмы проектирования, направленные на разработку оптимального контекстного решения педагогических проблем, то есть нового педагогического дизайна образовательного ландшафта сирот.

«Прототипирование бытовых предметов и феноменов необходимо для понимания детьми сути происходящих в них процессов. Если ребёнок, выросший в семье, имеет возможность разобрать, сломать, посмотреть, что внутри у того или иного предмета, то дети, находящиеся в условиях интерната, не могут себе этого позволить по объективным причинам. После выхода во взрослую жизнь у них остаётся инфантильное отношение ко многим сторонам жизнедеятельности из-за отсутствия бытовых знаний, умений и навыков. Починить розетку, вкрутить лампочку, разобраться с входным звонком, понять, в чём причина отсутствия сигнала телевизора или невключения миксера, почему не работает климатическая система — эти и многие другие элементарные бытовые вещи сегодня необходимы. Поэтому важно включать в обучающий процесс современные „умные“ игровые конструкторы, например, бренда „Знаток“, которые являются хорошей основой прототипирования для обучения детей-сирот навыкам эксплуатации электронных и электрических приборов и умного дома», — отмечают разработчики проекта.

Задачи, на которые направлен предлагаемый к реализации проект:

  • определение и внедрение нового педагогического дизайна образовательного ландшафта бытовой социализации детей-сирот в предметное поле «Технологии» и общеразвивающих дополнительных программ дидактических конструкторов «Знаток», проектирующих бытовые ситуации, связанные с современными электроприборами;
  • создание модульного развивающего образовательного интернет-портала для трансляции и тиражирования полученных результатов по формированию бытовых компетенций детей-сирот для получения функциональных знаний о мире техники, устройстве электронных конструкций и механизмов, их месте в окружающем мире;
  • подготовка педагогических дизайнеров для обеспечения процесса формирования компетенций по безопасному пользованию современными домашними электробытовыми и электронными приборами у сирот для решения реальных жизненных задач.

Проект ориентирован на модернизацию содержания образования и методик преподавания предметной области «технология», повышение уровня профессиональных компетенций педагогов в аспекте развития перспективных технологических направлений, соответствующих современному ландшафту умного дома, и подготовку сирот к жизни вне интернатных учреждений. Это особенно актуально в современных реалиях, поскольку, по мнению большинства профильных экспертов, основными проблемами реализации образования в школе является несоответствие между современным научно-техническим развитием общества и педагогическим проектированием (дизайном) урока. При этом, с точки зрения отечественных экспертов, предметное образование в школе должно реализовываться средствами педагогического дизайна уроков, а также интеграции предметных областей, в основе которой будет лежать проектная, конструкторская и исследовательская деятельность.

Результаты реализации проекта могут быть использованы в учреждениях интернатного типа, комплексных центрах помощи детям, общеобразовательных школах, педагогических колледжах, вузах, кванториумах, технопарках, ДНК, учреждениях дополнительного образования. В них заинтересованы школьники, учителя технологии, физики, воспитатели, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, преподаватели вуза, работающие в сфере профессиональной подготовки и переподготовки учителей, лица с инвалидностью, имеющие особые образовательные нужды, преподаватели, работающие с лицами, имеющими особые образовательные потребности, администраторы, осуществляющие организационное содействие обучению.

Чтобы поддержать понравившуюся идею, нужно зайти на сайт Агентства стратегических инициатив, авторизовавшись через систему Leader-ID или социальные сети, и нажать на кнопку «нравится».

Управление информационной политики