Новость

31.08.2007
Новость

Текст выступления ректора АГУ профессора Лунёва А.П. на праздновании Дня знаний 1 сентября 2007 г.

Инновационное образование – путь к достижению могущества России
 
 
Сама жизнь заставляет нас уделять первостепенное внимание образованию и науке. Переход от сырьевой экономики к экономике знаний – жизненно важный вопрос для России (В.В. Путин)  Благополучие страны мы можем обеспечить только своим трудом, интеллектом и талантом.
 
Сегодня нашей стране для дальнейшего экономического роста, научно-технического и промышленного скачка:  есть материальные ресурсы, есть деньги, есть природные недра - не хватает людей, образованных, мыслящих по-новому, способных двигать прогресс, квалифицированных, подготовленных. Генерация новой массовой волны предпринимателей наукоемкого бизнеса, переход к экономике знаний, уменьшение зависимости от сырьевого экспорта – важнейшая государственная задача
 
Формирование общества, основанного на знаниях невозможно представить без сильных регионов и скоординированной региональной политики. Опыт формирования таких регионов подтверждает ведущую роль университетов, которые являются постоянными источниками кадров и идей для развития наукоемкого бизнеса, промышленности, сельского хозяйства. Наиболее передовые из них вовлекли в орбиту своей деятельности сотни промышленных, исследовательских и торговых фирм, превратились в консолидирующую силу, объединяющую интересы многочисленных партнеров.
 
Астраханский государственный университет стремится стать мощным международным университетским комплексом на Юго-Востоке России, формирующим в экономике региона новый научно-образовательный и инновационный кластер. Традиционные функции университета – подготовка конкурентоспособных специалистов и фундаментальные исследования – дополняются его активной деятельностью по экспорту образовательных услуг и передаче новых технологий в промышленность и бизнес.
 
Сегодня в составе университета: 5 инновационных институтов, 3 колледжа, около 70 кафедр, комплексы управления учебным процессом, экспортом образования, издательский дом "Астраханский университет" и научная библиотека. Учебно-производственный комплекс АГУ включает биостанцию, опытный участок, зоологический и палеонтологический музеи, учебные мастерские, учебно-опытное хозяйство, несколько спортивных залов и других сооружений.
 
Отдавая дань требованиям времени, в университете активно формируется инфраструктура научно-инновационной деятельности, включающая технопарк, Региональный центр нанотехнологий, несколько научно-исследовательских институтов, 12 научно-исследовательских лабораторий, созданных совместно с РАН, центры профессиональных компетенций, русской словесности, политических исследований. В ближайшей перспективе – создание студенческого бизнес-инкубатора.
 
724 высококвалифицированных специалиста работают на всех факультетах университета. Среди них 26 академиков, 106 профессоров и 347 доцентов.
 
Университет осуществляет подготовку более, чем по 100 специальностям и направлениям  высшего профессионального образования, 50 специальностям послевузовского образования (аспирантура), по 29 программам дополнительного образования, 6 программам среднего специального образования.
 
За годы существования АГУ подготовил более 36 тысяч специалистов для различных областей народного хозяйства. Выпускники университета работают в органах государственной власти, научных и образовательных  учреждениях, в промышленности, в различных компаниях. Количество студентов в АГУ в настоящее время составляет 16500 человек. Количество аспирантов в 2006 году составило более 600 человек.
 
Опережая время, творить будущее, создавать то, что сегодня кажется невозможным, а завтра станет необходимым, – для Астраханского государственного университета и его выпускников становится нормой жизни.
 
АГУ отличается от других учебных заведений тем, что стремится формировать мультиязычную образовательную среду, в которой подготовка конкурентоспособных специалистов опирается на изучение каждым студентом и аспирантом 1 - 2 иностранных языков, в том числе и восточных языков (фарси, арабский, турецкий, китайский), в течение всего периода обучения с целью применения его в будущей профессиональной деятельности.
 
АГУ – член Ассоциации университетов Прикаспийских государств и активно развивает международные связи и контакты. В университете учатся студенты из Ирана, Кореи, Италии, Франции, Турции, Сирии, Марокко, Конго и многих других стран. В содружестве с многими странами Евросоюза АГУ активно участвует в выполнении международных проектов по программе Темпус. Только за текущий год около 200 студентов побывало на практике, стажировках в Германии, Франции, Америке, Великобритании. 70 преподавателей выехали за рубеж для чтения лекций, стажировок и т.д.
 
Признанием научного потенциала нашего университета является и тот факт, что АГУ избран Гарвардским университетом (США) в качестве пилотной площадки в России для проведения образовательной программы по  международной конкурентоспособности. В 2007 г. АГУ заключены соглашения по «двойному диплому» в нескольких совместных магистерских программах с университетами Франции и США. Теперь астраханская молодежь имеет реальную возможность по окончании университета получить международный диплом, имеющий признание во всем мире, что дает возможность трудоустройства не только в России, но и за рубежом.  
Одно из главных направлений развития университета – взаимодействие с бизнесом и властными структурами, с целью подготовки конкурентоспособных специалистов, способных легко адаптироваться к новым потребностям рынка труда. Целевой установкой для нашего университета становится активное включение в решение региональных проблем. Например, сегодня около 300 преподавателей и студентов АГУ принимают участие в проекте по формированию планов социально-экономического развития муниципальных образований Астраханской области. В рамках проекта в АГУ организованы команды студентов и преподавателей, в состав которых включены экономисты, юристы и представители ряда других специальностей в зависимости от специфики промышленности и сельского хозяйства на территории района и муниципального образования. Летом 2007 г. команды работали в районах Астраханской области: проводили совещания, практические семинары с приглашением представителей местной промышленности, бизнеса и фермерских хозяйств, исследовали природные и сырьевые ресурсы. В задачу университетских команд входили: мониторинг экономической и социальной ситуации на территории, проведение социологических опросов населения, определение потенциальных «точек роста» для инвестирования, совместная подготовка стратегии развития МО, инновационных проектов, проведение на местах практического обучения по составлению бизнес плана, графика реализации инвестиционного проекта, мониторинг ведения похозяйственного учета в автоматизированной системе АИС САО. Сейчас проект находится в завершающей стадии и уже в конце сентября основные результаты проекта будут доложены Правительству Астраханской области.
 
В 2006 г. университет совместно с заинтересованными крупными предприятиями региона создал несколько инновационных научно-образовательных комплексов профессиональной компетенции. Такие комплексы сегодня действуют в ОАО «Судостроительный завод» Красные баррикады», филиале ВГТРК "Лотос". В них университет ведет подготовку молодых специалистов на основе проектно-ориентированного подхода, который заключается в создании мультидисциплинарных студенческих команд, выполняющих в течении 4-5 курса обучения под руководством высококвалифицированных педагогов и опытных работников предприятия проекты по заказам предприятий. Университет активно привлекает высококвалифицированных преподавателей–практиков из сфер государственного управления и бизнеса, развивает совместную материально-техническую базу с базовыми предприятиями и организациями.
 
Наш университет использует уже отработанный на практике механизм поддержки малых инновационных предприятий через Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Это всероссийские программы «Старт», «УМНИК».
 
В 2006 г. на базе АГУ был реализован пилотный проект программы УМНИК («Участник молодежного научно-инновационного конкурса»). Цель Программы: выявление молодежи, стремящейся самореализоваться через инновационную деятельность и стимулирование массового участия молодежи в научно-технической и инновационной деятельности путем организационной и финансовой поддержки инновационных проектов. Механизм выявления проектов – отбор на научно-технических конференциях
 
Авторы победивших инновационных проектов получают гранты (200 тыс.руб. в год в течении 2-х лет) на реализацию предложенного проекта. Критериями отбора проектов являются существенная научно-техническая новизна и среднесрочная (до 5-7 лет) перспектива их эффективной коммерциализации.
 
Для университета очень важно выявить талантливую, способную к научному поиску молодежь на самых ранних этапах, начиная со школьной парты. Поэтому в 2007 г. АГУ совместно с Министерством образования и науки Астраханской области инициировал новый областной конкурс «Школьник». В котором принимают участие смешанные команды молодых ученых, аспирантов, студентов университета и школьные преподаватели вместе с учениками старших классов. Каждая команда представляет инновационный научный проект по приоритетным направлениям науки и техники. Победители получают грант в размере 50 тыс. руб. для выполнения проекта в течении года.
 
Таким образом, в регионе создается инновационная цепочка от развития научной идеи до производства готовой наукоемкой продукции, которая включает в себя создание питательной среды в виде группового проектно-творческого обучения школьной и студенческой молодежи, студенческий бизнес-инкубатор, университетский и региональный технопарки.
 
Сегодня выпускник АГУ должен быть не только хорошим специалистом, но еще и классным менеджером. Он не будет ждать, когда возникнет спрос на его услуги, он самостоятельно сможет организовать конкурентоспособное инновационное производство и выйти на рынок с наукоемкой продукцией.
 
«Наш ВУЗ на правильном пути! Приходите к нам, мы готовы работать вместе!»