Представитель АГУ посетил Первый национальный форум преподавателей истории
Мероприятие, организованное Министерством науки и высшего образования РФ, Российским историческим обществом, Российским государственным гуманитарным университетом и Тюменским государственным университетом, состоялось в Тобольске. От Астраханского государственного университета имени В. Н. Татищева на мероприятие отправился заведующий кафедрой зарубежной истории и регионоведения Владимир Кулаков.
Всего Первый национальный форум преподавателей истории, а также расширенное заседание Экспертного совета по развитию исторического образования посетили около 200 представителей вузов страны от Калининграда до Владивостока.
Как отметил в своём выступлении председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин, главной целью переосмысления подхода к преподаванию в вузах является «воспитание гражданина, осознающего сопричастность к истории России, ощущающего свою ответственность за ее настоящее и будущее».
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков заявил, что для неисторических направлений роль истории в формировании специалиста трудно переоценить, так как она формирует мировоззрение.
Представитель АГУ Владимир Кулаков принял участие в круглом столе «Проект историко-культурного стандарта для неисторических специальностей и направлений подготовки в высшей школе».
На форуме было отмечено, что учёными Института российской истории РАН и экспертами Российского исторического общества была разработана концепция преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки, реализуемых в образовательных организаций высшего образования. По словам директора Института российской истории РАН Юрия Петрова, сейчас в университетах существует значительная «разноголосица» по основным подходам и принципам обучения.
«После обсуждения данной темы на круглом столе стало ясно, что важно представить национальную историю как часть всемирно-исторического процесса и наиболее убедительно показывать историю России в контексте мировой истории. Причём наибольшее внимание должно уделяться не заучиванию фактов, а их осмыслению. Особый акцент должен делаться на становлении и развитии российского социума как многонационального и поликонфессионального общества», — рассказал Владимир Кулаков.
Важнейшей новостью для вузов, объявленной на форуме, стало увеличение количества часов, отводимых на дисциплину «История России». Однако, по словам министра науки и высшего образования, большее значение имеет вопрос именно о качестве преподавания. Именно поэтому из 144 часов, отводимых на дисциплину «История России» с 2023 года, 80 % приходится на аудиторную работу.
С этим был связан и вопрос методов преподавания истории. Все участники мероприятия согласились со словами спикеров о том, что дистанционное обучение не оправдало возлагаемых на него ожиданий и не смогло заменить живой контакт педагога со студентами на занятиях.
«В числе других новостей форума, касающихся всего сообщества историков и людей, интересующихся историей нашей страны, – анонсирование выхода в свет двадцатитомного издания «История России», подготовленного Институтом российской истории РАН, а также запуск электронной информационной системы «Агрегатор исторических научных знаний». Он обеспечит бесплатный доступ к учебникам, учебным пособиям по истории, сборникам исторических документов, монографиям, исторической периодике и защищённым за последние три года диссертациям по истории», — подытожил заведующий кафедрой зарубежной истории и регионоведения АГУ.
Метки новости