Инструменты хосин канри для управления университетом

26.04.2016
Инструменты хосин канри для управления университетом

C 21 марта по 25 апреля 2016 года в Астраханском государственном университете прошёл Научно-практический форум для сообщества преподавателей, научных работников и студентов «Хосин канри: как заставить образовательную стратегию работать».

В хосин-команду вошли и. о. ректора А. П. Лунёв, первый проректор – проректор по основной деятельности Г. П. Стефанова, проректор по учебной работе А. М. Трещев, проректор по научной работе А. В. Федотова, начальник Отдела развития человеческих ресурсов А. Г. Фадина. Миссия форума – создать площадку для обмена передовым опытом, знаниями, идеями и инструментами в области развёртывания стратегии образовательной деятельности. В качестве целей были выдвинуты следующие положения: представить лучшие практики использования инструментов организации образовательной деятельности; обобщить и популяризировать передовой опыт разработки и реализации университетских проектов, построенных с использованием инструментов бережливого производства, шести сигм; выработать предложения для развёртывания стратегии образовательной деятельности университета.

Работа форума, как рассказал А. М. Трещёв, включала проведение нескольких экспериментов. Эксперимент «Долгосрочная стратегия» заключался в том, что директора институтов, проведя анализ деятельности своих подразделений, создавали Х-матрицу как итоговый документ фиксации процесса разработки образовательной стратегии и как «бизнес-меморандум ХХI века». В процессе взаимодействия команд институтов каждый сотрудник применял научные методы PDCA и стандартов CDIO. Проверялась образовательная среда университета с помощью таких инструментов, как матрица Портера, матрица «продукт/рынок», матрица «рынок/технологии», отчёт по потоку ценности, карты потока создания ценности, «президентская диагностика»; разрабатывались элементы стратегического назначения (миссия, видение, долгосрочная стратегия).

Суть эксперимента «Среднесрочная стратегия» состояла в пересмотре результатов исследования образовательной среды. Определялись приоритетные направления («прорывы») образовательной деятельности университета; составлялись карты потока ценностей, матрица приоритетов; проводился анализ потенциальных возможностей (диаграмма Парето, причинно-следственная диаграмма, метод «Пять почему» и др.).

В ходе работы «Ежегодного хосин-плана» создавался годовой план совершенствования учебного процесса.

Эксперимент «Тактика» определял тактики усовершенствования конкурентоспособного потенциала и возможностей образовательной деятельности вуза.

 «Операционная деятельность» предполагала перевод целевых показателей тактического плана в планы операционной деятельности и реальные задачи по каждой цели тактического развёртывания, а также окончательное утверждение хосин-плана и тактических планов.

Эксперимент «Кайкаку» был посвящён внесению корректив в повседневную образовательную деятельность посредством направленных улучшений, «прорывов», каждым преподавателем университета с помощью цикла «Планируй – Делай – Проверяй – Действуй» и стандартов CDIO.

Заключительный эксперимент – «Кайдзен» – был проведён в Культурном центре АГУ и включал несколько сессий («Лига лидеров разработки и развёртывания стратегии», «Саммит спонсоров по продвижению стратегии», «Коллегия мастеров: инструменты стандартизации и визуализации операционной деятельности»). Были раскрыты такие вопросы, как подготовка лидеров (инструкторов, тренеров на рабочих местах), создание условий для развития бережливого мышления, визуальный менеджмент учебного процесса, использование матриц для составления документации о работе, самодиагностика уровня развития PDCA.

В завершении форума прошёл трек «Творчество, лидерство, работа в команде», в ходе которого студенты всех факультетов вуза наглядно продемонстрировали навыки, полученные при участии в проектах социализации.

Итогом мероприятия станет выход программы, отражающей стратегию развития Астраханского государственного университета по всем направлениям деятельности до 2020 года.

 

К. Р. Екшембеева (Дирекция по информационной поддержке веб-ресурсов АГУ)

Фото автора

 

 

Дирекция по информационной поддержке веб-ресурсов АГУ

Метки новости

Студенческая жизнь