Астраханские археологи открыли полевой сезон уникальными находками
Астраханский государственный университет, Астраханский музей-заповедник и научно-исследовательское предприятие «Археоцентр» заключили договор о сотрудничестве в рамках научной программы «Астраханские курганы». Программа, рассчитанная на пять лет, предполагает выявление и постановку на государственную охрану и учёт погребальных памятников кочевников в степях Нижнего Поволжья.
Так сложилось, что именно в это время, весной 2019 года, в Астраханский музей-заповедник поступил уникальный бронзовый котёл, найденный фермером из села Никольское Енотаевского района при рытье ямы на своём земельном участке. Участники программы организовали выезд на место находки и установили, что яма располагается в центре большого кургана — древнего могильного холма. Более того, в яме было обнаружено частично сохранившееся захоронение, предположительно датированное эпохой раннего железного века.
Стало понятно, что уникальный археологический объект требуется спасать от разрушения, и как можно скорее. Остатки захоронения были законсервированы — засыпаны землёй. Рядом было обнаружено ещё два кургана. Эта курганная группа получила название «Богомольные пески» — по названию местности, с которой открывается прекрасный вид на два огромных храма в соседних сёлах Никольское и Пришиб. И это далеко не единственный курганный могильник здесь. Ещё в 60-х годах в окрестностях Никольского активные раскопки проводились экспедицией Ленинградского отделения Института археологии под руководством Валентина Шилова, которая изучала сарматские захоронения.
Астраханские археологи начали подготовку к срочным раскопкам. Была подана заявка на Открытый лист — специальное разрешение, выдаваемое Министерством культуры РФ. Средства на исследования выделил Астраханский государственный музей-заповедник. Также был определён состав будущей экспедиции: сотрудники музея Алексей Тимофеев, Георгий Стукалов, представители «Археоцентра» Дамир Соловьёв и Виктор Бочкарёв. От Астраханского госуниверситета в составе научно-исследовательской группы работали руководитель школы «Археология Нижнего Поволжья» Дмитрий Васильев и студенты исторического факультета Олег Зяблов, Дмитрий Никонов, Антон Матвеев, Антон Долин, Юрий Гончаренко, Раиль Сатубалдиев. Несмотря на то что ребята обучаются на втором курсе, они уже успели приобрести значительный опыт полевых археологических исследований — на Самосдельском городище в составе совместной экспедиции АГУ и Государственного исторического музея, а также в ходе разведок — поиска памятников археологии на территории Астраханской области, которые были организованы школой «Археология Нижнего Поволжья» на основе хозяйственных договоров прошлой осенью и текущей весной.
Условия раскопок были поставлены достаточно жёсткие — в рамках довольно небольшого бюджета провести вскрытие захоронений и изучение кургана в сжатые сроки. Тяжёлыми были и погодные условия — все мы помним дождливые и холодные дни, стоявшие в наших краях в конце апреля — первой половине мая.
Тем не менее работа дружного коллектива увенчалась успехом. Было изучено более десятка погребений, которые относились к разным хронологическим периодам. Небольшой по высоте курган, как выяснилось, возник в эпоху бронзы — примерно в третьем тысячелетии до н. э. Во втором тысячелетии до н. э., в эпоху господства в степях Нижнего Поволжья так называемой срубной археологической культуры древних индоевропейцев, на кургане возникло небольшое кладбище. Кочевники воспринимали древний уже в ту пору курган в качестве могилы предков и прихоранивали туда своих покойных. Захоронения совершались в ямах овальной формы в «позе эмбриона». Именно так человек уходил после смерти в лоно матери-земли, чтобы родиться для новой жизни на том свете. Курган в эту эпоху был окружён глубоким — до 1,5 метров — рвом, который являлся своеобразной границей между миром живых и миром мёртвых. Сам же курган представлял собой модель мира: под его насыпью, под землёй, располагалась эта самая страна мёртвых, на вершине — страна богов. Кстати, мировая гора или мировое древо, прорастающее через все миры, присутствует в мифологии всех индоевропейских народов. «Вход» в мир мёртвых располагался с юга от насыпи — там в ровике был оставлен церемониальный проход. Сам же ровик был заполнен землёй, содержащей остатки поминальных костров и трапез-тризн, а также жертвоприношений в виде останков коней.
В эпоху поздней бронзы курган был подсыпан, а увеличившуюся до 40 метров в диаметре насыпь окружили новым рвом. Ещё один ров — полукольцевой с западной стороны — был сооружён, видимо, в ходе совершения одного из захоронений срубного времени.
В VIII–VI вв. до н. э. в наших степях наступает эпоха раннего железного века. К этому периоду, скорее всего, относилось богатое захоронение знатного человека, которое было совершенно разграблено, причём вскоре после погребения. Об этом позволяет судить, во-первых, обширная грабительская воронка на вершине кургана (кстати, характерный признак большинства курганов — они часто подвергались ограблению ещё в древности), а во-вторых, состав заполнения грабительской ямы. Грабители заложили поисковые траншеи крест-накрест и копали, пока не наткнулись на яму с останками покойного. О богатстве погребального инвентаря можно только догадываться. В заполнении могильной ямы археологи обнаружили свыше сотни золотых предметов — накладок на одежду. Грабители не пощадили ничего, даже костяк покойного был безжалостно разрушен — отдельные кости встречались в беспорядке по всей грабительской яме.
Уже в грабительскую яму, точнее, в её заполнение было впущено захоронение савромата VI века до н.э. Человек был уложен головой на восток, на левом боку и сопровождался разделанной тушей барана и разнообразным инвентарём — тёрочником, ножом, оселком, сосудом, бронзовым зеркалом, а также двумя литыми бронзовыми котлами.
Но особый интерес представляет захоронение кочевника среднесарматского периода — примерно I–II вв. н.э. Оно было совершено в глубокой яме, перекрытой деревом. К перекрытию крепился парчовый балдахин, расшитый золотыми накладками. Старый мужчина был ориентирован головой на юг и лежал на спине, голова его покоилась на высокой подушке. На поясе его было обнаружено настоящее сокровище — кинжал из железа в деревянных обтянутых кожей ножнах с золотыми накладками. Золотыми накладками и оконечниками был украшен и поясной ремень с массивной литой золотой пряжкой. Этот поясной гарнитур содержал высокохудожественные изделия, которые были изготовлены в Бактрии на рубеже нашей эры и по стилю очень напоминают предметы из захоронений кушанских царей, обнаруженных на территории Афганистана археологом Василием Сарианиди. Все предметы украшены каплевидными вставками из бирюзы. Это головка верблюда, у которой глаза и уши выполнены в виде бирюзовых «капелек», это оконечник ремня с птицевидными изображениями и такими же «капельками» бирюзы, имеются вставки и на накладках на ножны. В ногах погребённого располагалось большое кованое медное блюдо, на котором видны следы ударов мечом или топором — посуду ритуально «убивали», чтобы она могла служить хозяину на том свете.
В эпоху раннего средневековья были совершены самые последние захоронения в этом кургане. Они относятся к эпохе Тюркского каганата или раннего Хазарского каганата — к VI–VII вв. н. э. Выполнены они уже по традициям, характерным для тюркоязычных кочевников, и содержат сопровождавшие воинов останки коней. В одном из захоронений на черепе коня сохранился полный уздечный набор: удила, серебряные накладки на сбрую, медные фалары — нащёчные бляхи, а само расположение уздечных ремней удалось определить по частым медным заклёпкам.
Исследования продолжаются, но уже сейчас можно сказать, что таких насыщенных курганов, подобным изученному в этом году, в Астраханской области не находили уже около тридцати лет. Научное сообщество сразу проявило огромный интерес к кургану. В составе экспедиции провели исследования срочно командированные в Астрахань специалисты-почвоведы из подмосковного Пущино, которые постараются определить климатические условия древности по составу почв под курганом. Кости погребённых людей поступят для обработки и изучения в Институт этнологии и антропологии РАН. Кости животных уже согласились изучить археозоологи из Института археологии РАН. Так спасательная экспедиция превратилась в большой проект, интегрирующий вузовскую, академическую науку, практическую археологию и музейное хранение.
Для студентов подобный опыт участия в столь сложных археологических раскопках, факт обнаружения ярких и выразительных находок запомнится надолго. Кроме того, работа в составе экспедиции, получение исследовательских навыков и навыков общения станут лучшим образцом социализации в профессиональной среде, подготовки к будущей научной деятельности и способом профориентации.
И ещё один интересный эксперимент был поставлен на «Богомольных песках». Впервые в отечественной практике раскопки велись в режиме онлайн — трансляция видео и фото, а также комментариев ведётся через инстаграм-канал #astrakhan_archaeology. Предполагается, что все дальнейшие археологические исследования, в частности раскопки на Самосдельском городище, будут транслироваться через этот канал. На настоящий момент новости об открытии астраханских учёных уже опубликованы на страницах всех ведущих мировых информационных агентств.
Результаты работы вызвали неподдельный интерес и у руководства Астраханской области. 11 мая место раскопок вместе с большой делегацией Правительства Астраханской области посетил врио губернатора Сергей Морозов. В ходе общения учёных с руководителем региона обсуждались вопросы интенсификации археологических исследований, использования объектов историко-культурного наследия для развития туризма в Нижнем Поволжье. Сергей Морозов поздравил археологов с уникальными находками и пожелал студентам-историкам дальнейших успехов в освоении археологического ремесла.
Сейчас изучение кургана приостанавливается, но оно будет продолжено осенью текущего года — будут докопаны рвы, окружавшие курган. Кто знает, какие ещё тайны хранит этот древний погребальный комплекс?
Материал подготовлен при содействии Астраханского государственного музея-заповедника (http://astrakhan-musei.ru/)
Метки новости