Будущие журналисты АГУ примут участие в олимпиаде «Я — профессионал»

04.12.2019
Будущие журналисты АГУ примут участие в олимпиаде «Я — профессионал»

Масштабный образовательный проект нового формата предназначен для студентов разных специальностей: технических, гуманитарных и естественно-научных. Задания для участников составляют эксперты из ведущих российских вузов и крупнейших компаний страны.

Лучшие участники всероссийской олимпиады получат денежные призы, льготы при поступлении в магистратуру или аспирантуру, а также зарекомендуют себя перед работодателями. Это социальный лифт для талантливых студентов, позволяющий продолжить обучение в ведущих вузах страны или начать карьеру в крупной компании.

Олимпиада по направлению «журналистика» проходит в два этапа. Отборочный — дистанционный: участники загружают в личном кабинете своё портфолио. Первая творческая работа должна представлять собой мультимедийную статью, вторая — журналистская — содержать материал в одном из предложенных медиаформатов.

Участники могут выбрать для мультимедийной статьи, включающей видео, аудио, текст или иной набор мультимедийных элементов, экономическую, политическую, социальную тему, тему культуры или науки, журналистское расследование. В аннотации к статье должен содержаться рассказ о том, зачем был подготовлен материал, как проходила работа над ним, откуда журналист брал данные, черпал идеи и что помогло в раскрытии темы, почему были использованы именно эти визуальные или интерактивные элементы. Возможные форматы материала: видеоработа в жанре репортажа, радиорепортаж, фоторепортаж.

Отборочный этап олимпиады «Я — профессионал» проходит с 22 ноября по 8 декабря. Заключительный (очный) этап на базе региональных университетов состоится в январе — феврале 2020 года.

Студенты всех курсов бакалавриата и магистратуры факультета филологии и журналистики АГУ, обучающиеся по направлению «журналистика», зарегистрировались, чтобы принять участие в этом престижном профессиональном конкурсе. Несмотря на то, что олимпиада рассчитана больше на старшекурсников, амбициозные студенты первого курса тоже решили рассказать о социальных проблемах общества. Так, Ольга Московченко подняла проблему детского курения, Виктория Белицкая приняла решение порассуждать о снижении интереса к печатным СМИ, а Екатерина Чапурина — о ветхих домах в городе Астрахани и о проблеме переселения их владельцев. Саида Аминова и Юлия Горбачёва решили рассмотреть патриотизм в понимании современной молодёжи. Кристина Иноземцева осветила тему «Старые дома Астрахани как архитектура времени». Вера Чорная озаботилась проблемой экологии Волги, а Анастасия Попова рассказала о больничных клоунах из волонтёрского движения «Маленький ангел».

Студенты второго курса, проявляя свою общественную позицию, сформулировали другие темы, которые их волнуют. Так, например, Иван Воробьёв заинтересовался вопросами пропаганды спорта и здорового образа жизни среди молодёжи. Он выясняет, действительно ли пропаганда ЗОЖ влияет на приоритеты молодых людей. Анна Кучерова изучает развитие студенческой науки в стенах АГУ. Татьяна Шункова работала над темой «Чистота улиц и сортировка мусора в Астрахани». А Анна Шестакова выбрала тему студенческой семьи. Мешает ли брак обучению в вузе? По статистике, более 50 % пар узаконивают свои отношения в возрасте 20–24 лет, именно тогда, когда находятся в статусе студентов. Падает или растёт численность студенческих семей? Какие плюсы и минусы возникают в семейных отношениях студентов-молодожёнов? На эти и многие другие вопросы Анна Шестакова ответит в своей статье.

Проблему коррекционных школ поднимает в своей работе Лилия Джуманова. Дефицит специальных учреждений образовался не только на региональном уровне, но и на федеральном. Анастасия Железнова занимается журналистским расследованием проблемы чиновничества в информационном пространстве региона. Анна Присяжная сконцентрировалась на проблеме обслуживания населения в местных поликлиниках.

Собственный круг проблемных вопросов обозначили третьекурсники. Так, например, Алина Бочарникова выбрала темой мультимедийной статьи рассказ о пара чире, который помогает социализироваться детям с особенностями развития, Анастасия Дроздова рассматривает проблему информационной поддержки в социальных сетях Астраханского благотворительного Елизаветинского фонда. А Рашид Эльмирзоев решил обратить внимание на судьбу сельской библиотеки и провёл благотворительную акцию среди студентов-журналистов по сбору книг для неё. Репортаж о доставке книг в библиотеку Володарского района войдёт в его мультимедийную статью.

Для студентов-выпускников с четвёртого курса подготовленная мультимедийная статья явилась зачётной работой по дисциплине «Разработка и производство массового информационного продукта» (преподаватель — Галина Белолипская). Антонина Слободян задумалась над проблемой старения населения и таким явлением, как «эйджизм». Халима Магдиева работала над темой сохранения национальной культуры в условиях современной миграции на примере дагестанской диаспоры в Астрахани, Полина Покусаева — над проблемой заброшенных городских парков. Сабина Абуталиева изучала проблему подачи заявки на грант и пошагово продемонстрировала порядок действий на примере значимого социально-образовательного проекта. Виктория Зариева забила тревогу по поводу мусора из пластика, который плохо разлагается и может быть причиной экологической катастрофы.

Магистранты первого курса обучения рассматривали методику журналистского творчества на примере создания мультимедийного текста с последующим выполнением авторского проекта. Дарья Синектутова сконцентрировалась на проблеме развития студенческого профсоюза, Анастасия Герасимова, являясь пресс-секретарём регионального отделения ЛДПР, занималась вопросами распределения выделенных муниципалитетом области средств на борьбу с безнадзорными животными. Лилия Валитова рассказала о проблеме получения лекарственных средств инвалидами.

Магистранты второго курса работали уже на профессиональном уровне и готовили свои материалы тоже как зачётные в рамках дисциплины «Медиапроектирование» (преподаватель — Галина Белолипская). У некоторых из них мультимедийная статья была продумана как практическое приложение к магистерской диссертации. Так получилось у Анастасии Иовлевой, которая в своём журналистском материале поставила вопрос «„Корейская волна“ и кто её ловит?» и рассуждала на тему распространения современной культуры Южной Кореи по всему миру. Тема её диссертации — «„Корейская волна“ как объект российской медиакритики».

Другая магистрантка Дарья Хижняк изучает особенности гик-культуры и поэтому в статье поделилась проблемным репортажем с прошедшего в Астрахани фестиваля. Её диссертация посвящена теме «Игровая журналистика в России: актуальные проблемы и тенденции развития».

Магистранты, которые совмещают обучение с работой в региональных СМИ, уже опубликовали свои материалы. Среди них Алексей Кожевников, редактор интернет-ресурса «Пункт-А», который рассуждает на тему оформления и предоставления статуса инвалида. Марина Мельникова, корреспондент ГТРК «Лотос», ставит проблему проезда машин-большегрузов через частный сектор города, а Оксана Апостол посвятила своё исследование теме безнадзорных животных.

В олимпиаде «Я — профессионал» принимает участие даже приехавший из Республики Мали Бурама Кулибали, который рассматривает проблему получения образования иностранными студентами в России.

Стоит отметить, что это только часть те тем и проблем, которые поднимают студенты факультета филологии и журналистики АГУ, обучающиеся по направлению «журналистика». Всего на олимпиаду зарегистрировались 76 будущих журналистов.

Факультет филологии и журналистики Астраханского госуниверситета имеет давние традиции сотрудничества с факультетом коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ. Студенты-журналисты слушали лекции и проходили медиатренинги под руководством замдекана факультета Татьяны Тихомировой, доцента Тины Бережной, методиста и преподавателя Романа Абрамова. В свою очередь, преподаватели кафедры теории и истории журналистики ФФЖ АГУ входят в экспертный корпус олимпиады «Я — профессионал».

Факультет филологии и журналистики