Двойной юбилей!

25.07.2012
Двойной юбилей!

В этом году исполняется 15 лет Президентской программе в России, 5 лет – в Астраханском государственном университете

Президентская программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации (ПП) реализуется более чем в 100 вузах практически всех регионов России. Пройдя серьёзный отбор, наш университет получил право организовывать подобное обучение. Этому, безусловно, способствовало то положение, которое вуз занимает в регионе, его статус как университета, имеющего мощный потенциал в различных направлениях деятельности. Так, АГУ имеет опыт подготовки управленческих кадров, участия в управленческом консалтинге, в международных образовательных проектах, в том числе в партнёрстве с зарубежными образовательными учреждениями и компаниями, в программах зарубежной технической помощи.
В результате менеджеры среднего и высшего звена – представители кластеров бизнеса, здравоохранения, образования – получили возможность пройти уникальное обучение в стенах нашего университета. Итак, небольшой, но всё-таки юбилей – это повод подвести итоги, расставить акценты и наметить перспективы.
 
Ориентация на проектный менеджмент и  регулярное обновление
Основу учебных планов для слушателей ПП составляют дисциплины, имеющие чётко выраженный практико-ориентированный характер. Одна из базовых дисциплин – «Основы конкурентоспособности» – разработана на основе авторского курса «Микроэкономика конкурентоспособности» профессора Института стратегии и конкурентоспособности Гарвардской школы бизнеса Майкла Портера.
Характерным свойством процесса переподготовки управленческих кадров стала постоянная корректировка учебного плана. Анализ отзывов выпускников, наблюдение за изменениями социально-экономической ситуации в регионе, учёт профессиональных интересов слушателей, опыт корпоративного обучения в университете, работа с различными целевыми аудиториями, развитие партнёрских отношений во многих сферах – всё это позволяло уточнять существующие курсы, вводить новые либо отказываться от каких-либо ранее утверждённых предметов. В качестве примера можно привести включение в «президентский» учебный процесс по согласованию с министерствами РФ и членами Методического совета по реализации ПП таких дисциплин, как «Бережливое производство», «Профессиональное саморегулирование», «СМИ и образование», «Новые механизмы хозяйствования образовательных учреждений» и др.
Среди относительно недавних нововведений – бизнес-визиты слушателей в астраханские учреждения. «Подчеркну: бизнес-визит – это не экскурсия, это особая форма изучения одной из тем читаемого курса, – поясняет руководитель Центра администрирования программ подготовки управленческих кадров АГУ Т.А. Мордасова. – Организация, которую мы посещаем, либо успешно работает в данном направлении, либо рассчитывает с помощью обучающихся решить имеющуюся проблему». «Объектами исследования» уже стали Дума Астраханской области, министерство экономического развития Астраханской области, компания «Элко-Мегастор», ОАО «Астраханское судостроительное производственное объединение», ОАО «Астраханское стекловолокно», Астраханский кардиоцентр, ОАО «Новая Поликлиника – Астрахань» и др.
Ещё одним способом совершенствования образовательного процесса становится привлечение для преподавания «внешних» профессоров из различных учебных заведений России и зарубежья. Такие случаи имели место уже не раз: директор Центра международных программ Университета Кларка Дэниэл Р. Николас выступил перед слушателями с лекцией «Навыки организационного лидерства», профессор Высшей школы международного бизнеса Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ В.Д. Киселёв читал курс менеджмента, эксперт общества «ИнВЕнт» (Германия) Т.Г. Андреева провела тренинг на тему «Кросскультурный менеджмент».
Помимо ведения процесса обучения АГУ занимается организацией стажировок для выпускников ПП. Так, университет стал соисполнителем заявки на организацию международной стажировки с Академией народного хозяйства при Правительстве РФ. Конкурс был выигран, и выпускники получили возможность пройти стажировку в Италии. Следует отметить, что Минэкономразвития России приветствует расширение списка стран, в которых проходят стажировки выпускники ПП (до этого 50 % слушателей стажировались в Германии). У АГУ есть перспективы для участия в последующих конкурсах по организации зарубежных стажировок, поскольку он имеет давние деловые отношения с университетами США, Бельгии, Финляндии, Германии, Франции и других стран.
Мониторинг – внешний и внутренний – представляет собой неотъемлемую составляющую реализации ПП в АГУ. В первом случае экспертами выступают представители Федерального ресурсного центра, во втором – сами слушатели. Мнение выпускников об обучении по ПП на редкость едино. Все они говорят о важности подобных программ для совершенствования навыков и компетенций, делающих менеджеров более профессиональными, а социально-экономическое развитие региона – более устойчивым: «помимо новых знаний получили ещё и навыки глубокой аналитической работы, генерирования и оформления идей “с колёс”», «появилась возможность взглянуть на свой бизнес со стороны», «ПП дала нам то, чего мы никогда не смогли бы найти в книгах: опыт педагогов, которые нам преподавали, и опыт коллег, с которыми мы познакомились на занятиях», «обучение помогло более грамотно управлять компанией, сделать бизнес успешнее». Важным итогом реализации ПП слушатели считают увеличение кадрового потенциала нашего региона.
Управленцы, получив удостоверение слушателей ПП, сразу становятся частью университетского сообщества: они участвуют в научных конференциях, круглых столах, форумах, вебинарах и других научных и учебных мероприятиях.
Лучшим доказательством эффективности ПП, разумеется, являются профессиональные успехи её выпускников. На сегодняшний день более 20 человек прошли стажировку в России, в частности – в Татарстане и Алтайском крае, и в зарубежных странах – Финляндии, Великобритании, Испании, Норвегии, Японии, Германии. Многие из тех, кто прошёл переподготовку, внедрили в своих организациях проекты, подготовленные в процессе обучения и стажировки. Некоторые выпускники получили солидные карьерные предложения, есть и те, кто оказался в региональном либо федеральном кадровом резерве по замещению вакантных руководящих должностей. Немаловажным результатом обучения можно также считать сложившиеся дружеские отношения выпускников – представителей нынешней и будущей управленческой элиты.
 
«Попечительский совет»
Реализация ПП не была бы столь успешной без помощи со стороны руководства области и АГУ.
Губернатор А.А. Жилкин с первых месяцев принимал активное участие в этом новом для региона образовательном опыте. «Одной из проблем России на данном этапе является кадровый голод. И решать эту проблему нужно не привозом сюда зарубежных менеджеров, а подготовкой своих высококвалифицированных управленцев, в том числе – в рамках реализации Президентской программы», – убеждён глава региона.  Александр Александрович неоднократно встречался со слушателями: проводил занятия в университете и своей резиденции, давал советы по внедрению разработок на астраханских предприятиях, присутствовал наряду с членами правительства на защитах лучших проектов, вручал свидетельства выпускникам.
Регулярное общение со слушателями, постоянный контроль за качеством образовательного процесса, обеспечение благоприятных условий для обучения, инициирование некоторых форм проведения занятий – таков вклад в реализацию ПП ректора АГУ А.П. Лунёва. «Обучение по этой программе прежде всего позволит управленцам повысить свой уровень конкурентоспособности на рынке труда», – считает Александр Павлович.
Не стали ограничиваться ролью заказчиков и представители региональных профильных министерств – экономического развития, образования и науки, здравоохранения. В качестве преподавателей ПП выступали И.Е. Квятковский, В.А. Гутман, В.Г. Акишкин, Р.К. Арыкбаев, Я.Н. Поперняк, А.Л. Хаченьян. Им – управленцам, имеющим солидный опыт работы, – было что предложить для последующей совместной работы по развитию ресурсного потенциала менеджмента нашего региона.
 
О перспективах
Одним из приоритетных направлений развития ПП в АГУ сейчас является укрепление контактов с коллегами из других российских вузов. Предпосылки для этого уже есть: в 2010–2011 годах были проведены круглые столы в онлайн-режиме, участниками которых, помимо астраханских слушателей, стали представители Казанского государственного медицинского университета и Санкт-Петербургского государственного университета. Результатом данных мероприятий, по замыслу организаторов, должны стать взаимное консультирование, знакомство слушателей с темами выпускных работ друг друга и – в перспективе – онлайн-презентации лучших проектов.
Выполняя требование Федерального ресурсного центра, АГУ продолжает большую работу по мониторингу качества реализации ПП, в частности – удовлетворённости заказчиков обучением слушателей, их дальнейшим постдипломным развитием и карьерным ростом. Это позволит не только более точно оценить результативность переподготовки управленцев, но и скорректировать процесс взаимодействия университета с заказчиками-работодателями. Активизация «постдипломного» сотрудничества преследует и иные цели, в частности – развитие консалтинговых услуг и усиление корпоративного характера обучения. Здесь имеется в виду формирование системы вовлечения выпускников ПП в образовательный процесс: уже сейчас некоторые выпускники читают специальные курсы, организуют бизнес-визиты, руководят выпускными проектами. Следующим этапом должно стать их комплексное участие в образовательном процессе.
… Психологи утверждают, что 5 лет – очень важный возраст для ребёнка, его даже можно назвать базовым возрастом: именно к этому моменту закладывается около 90% черт будущей личности. Реализация ПП – это «детище» АГУ, его гордость, доказательство высочайшего профессионализма и колоссального опыта преподавателей и организаторов, показатель зрелости образовательного процесса. Что мы имеем к 5 годам? Фундамент – заложен, необходимые контакты – налажены, методики и технологии – отработаны, традиции – основаны, перспективы – определены. Достойный результат! 

 Текст – Г.В. Белякова, Т.Ю. Гаврилкина (Инновационная лаборатория информационной лингвистики)
Фото – Институт стратегии и конкурентоспособности